14 февраля 1932 года — 85 лет назад в селе Усть-Вихорево Братского района нашел упокоение прт. Павел Аникиев.
Бывает так, что пытаешься найти хоть что-нибудь о заинтересовавшем тебя человеке; но, отчаявшись, оставляешь свою затею и вдруг, через годы, неожиданно открывается то, что прежде привлекло твое внимание.
Все началось с книги под названием «Отчизна неизвестная», выпущенной в Москве в Издательстве Московской Патриархии по благословению Патриарха Алексия II в 1999 году. В ней рассказывалось о петербургском священнике отце Павле (фамилия не была названа), философе, изучавшим труды преп. Симеона Нового Богослова и ставшим в 30-е годы страдальцем за веру. Батюшка этот перенес арест, тюрьмы и был приговорен к ссылке в с.Усть-Вихорево, «что за Братском и за Ангарскими порогами».
После пережитых страданий село это казалось больному священнику «заветным местом, желанным очагом покоя». Четыре месяца ссыльный священник прожил в Усть-Вихорево, став для многих «желанным советчиком, кормильцем, родненьким». Здесь «незнакомая, неизведанная Сибирь ласково улыбнулась (ему) Отчизной».
Как признало само издательство в предисловии к книге: «Автор повести неизвестен, однако нет сомнений, что в основу этого художественного произведения легли реальные факты и события». Для подтверждения этих слов я попыталась связаться с жителями д.Усть-Вихорево, которые могли бы что-то добавить к этой истории.
Старейший из них Говорин Иван Алексеевич, 1922 г.р., рассказал, что «церковь у нас была без священника, батюшка приезжал с Падуна. Отец моей будущей жены помогал ему кадить. Три колокола было на церкви, один большой, два маленьких. Иван Филиппович Погодаев любил звонить. Все утро названивал. На фронте погиб. А церковь клубом сделали. Один колокол висел на току; в войну его сняли и отправили на переплавку. В каждом доме нашего села жили ссыльные. Один из них был священник, живший в доме Ивана Погодаева (прозвище Петрованов). В семье Погодаевых были дети: Владимир, уехавший в Иркутск; Николай, арестованный в 1937 году и Анна. Священник был старенький, когда он умер, то его хоронила вся деревня. И в колокола звонили. Похоронили на кладбище, над могилой установили железный крест. Была правда еще одна могилка у церкви, просто бугорок без креста, но кто там похоронен — не знаю. Перед затоплением на кладбище деревенское прислали бульдозер, он снес все кресты над могилами. Хотели территорию забетонировать, но не забетонировали. Так и ушло кладбище под воду».
…Между тем, фамилия и судьба батюшки оставалась неизвестной, пока мне не попался в руки журнала «Фома» со статьей А.Ткаченко. В ней был приведен пример предсмертной исповеди «в глухой сибирской деревушке». Умирал протоиерей Павел Аникиев, автор богословской работы «Мистика Симеона Нового Богослова». Кроме него вокруг не было ни одного батюшки и о.Павел исповедался одному из своих прихожан, обычному мирянину. Поразительно, но, таким образом, была установлена фамилия о.Павла. героя повести «Отчизна неизвестная». Его имя осталось навеки рядом с преп. Симеоном, труды которого он плодотворно изучал.
Оставалось только ввести имя и фамилию священника для поиска в Интернете. И, оказалось, что немало людей заинтересовала его судьба. Среди них историки, журналисты, философы. Более того, историк Николай Вороновский в «Церковном вестнике» уже объединил героя книги «Отчизна неизвестная» с богословом о. Павлом Аникиевым.
В этих статьях Павел Петрович Аникиев (19.06.1878–01.02.1932) был назван видным церковно-общественным деятелем. Он родился в Санкт – Петербурге в дворянской семье. В 1902 году окончил историко-филологический факультет С.-Петербургского университета, затем Петербургскую Духовную академию. В 1906 году его пригласили читать курс по истории русской религиозной философской мысли в Женском педагогическом институте, одновременно он преподавал Закон Божий в Константиновской гимназии. Так описала Павла Петровича одна из его учениц: «Мягкий, обаятельный характер, ум, высокая культура духа, философская и аскетическая настроенность вместе с педагогическими способностями и необычайным даром слова». Сферой интересов о.Павла тогда являлся мистицизм в эпоху Александра I — идеи Сперанского, а также свт. Филарета Московского, славянофилов, великих русских писателей Гоголя, Толстого, Достоевского.
…Женившись в 1911 году на Нине Васильевне Бодалевой (фамилия и имя ее в книге не изменена), он принял сан священника и стал настоятелем Иверской церкви при Женском педагогическом институте. После революции о. Павел лишился места в институте и, какое-то время, работал научным сотрудником Пушкинского Дома. С 1922 года он стал настоятелем Николо-Труниловской церкви, одновременно в 20-е годы возобновив преподавательскую деятельность — он читал лекции в Богословском институте и на Богословских курсах. Продолжал заниматься и научной работой. Еще до революции о.Павел издал книгу «Апология мистики по творениям Симеона Нового Богослова», тем самым, одним из первых в России, привлек внимание читателей к трудам великого христианского подвижника. Продолжая работать по этой теме, он к 1927 году написал диссертацию и получил за нее степень магистра богословия.
На путь исповедника веры христианской Павел Петрович Аникиев вступил 5 мая 1930 года, когда был арестован по «делу академика Платонова».
Сергей Федорович Платонов – один из авторитетнейших историков России, современники ставили его в один ряд с Карамзиным, Соловьевым и Ключевским. По учебникам Платонова знакомилась с русской историей вся образованная Россия — от гимназистов до членов императорской фамилии. По «Академическому делу», ставшему одним из первых политических процессов против научной интеллигенции, было привлечено 115 человек. Разгром был направлен против старой Петербургской школы историков, против архивистов, музейных работников, против всех, как тогда писали «бывших». Закрыты были и главные центры краеведения по всей стране. Шесть человек тогда расстреляли, остальных выслали в отдаленные районы страны или бросили в лагеря.
Имя Павла Петровича Аникиева оказалось в списках проходивших по делу из-за многолетнего знакомства и дружеских отношений священника с Платоновым. По некоторым данным, он был духовником семьи Платоновых. В итоге, батюшка был признан одним из «руководителей контрреволюционного заговора» и приговорен 08.08.1931 г. к 5 годам ссылки в наши края.
Последний период жизни Павла Петровича отражен в книге «Отчизна неизвестная». Здесь описаны тюрьмы, пересылки, дорога в Братск и дальше в село Усть-Вихорево. Интересна в книге встреча на пароходе и разговор двух друзей юности — о.Павла Аникиева и о.Владимира Лиговского. Надо заметить, что персонаж книги о. Владимир Лиговский, очень уж напоминает сщмч. Владимира Лозина-Лозинского, который в это время отбывал ссылку в с.Пьяново Братского района. О знакомстве двух батюшек говорит тот факт, что оба они учились в Петербургском университете и то, что в 20-е годы Владимир Лозина-Лозинский окончил Богословский институт, где преподавал П.П. Аникиев. Благодаря этой встрече, о.Павел смог принять перед смертью Тело и Кровь Господню и мирно почил 14 февраля 1932 года в с. Усть-Вихорево.
Хоронили батюшку после Сретения, в День Симеона Богоприимца. Отпели литию; водрузили колокол, снятый властями, звонили в него. На всем протяжении пути к месту упокоения пели «Святый Боже».
…И звучала над Ангарой «Вечная память».
Литература:
1.Отчизна неизвестная. Издательство Московской патриархии.1999 год.
2.Ткаченко А. Урок Иоанна Кронштадтского. Журнал «Фома», сентябрь 2010 г.
3.http://www.tserkov.info/numbers/reading/?id=2696. Жизнь неизвестная. Церковный вестник. 2008 год.
4.http://www.dslib.ru/istoria-otechestva/gruzdeva.html
5.http://pokrov-forum.ru/action/scien_pract_conf/ porkov_reading/sbornik_2005-2006/ Е.Н.Груздева. Забытые имена.
6.http://www.rostmuseum.ru/publication/srm/013/ К спорам об «Академическом деле» 1929-1931 гг.
7.http://lib.cerkov.ru/authors/806 Павел Аникиев, прот.
Источник: газета «Братск православный», № 4 от 24.09.2015.
P.S.: Через Интернет все желающие могут познакомиться с повестью. Можно найти и аудиокнигу «Отчизна неизвестная», которая была записана в 2010 году Владимиром Сушковым.