Андреева Л.В. О Николаевском заводе

Николаевский завод на карте В связи с необходимостью в XIX веке в Восточной Сибири производства изделий из чугуна и железа правительство приняло  решение о строительстве железоделательного завода в Братской волости.

Выбор месторасположения завода был связан с открытием здесь больших запасов железных руд. В 1832 году Василием Шадриным на правом берегу р. Ермаковка в 27 км выше от места ее впадения в р. Оку открыто Ермаковское месторождение. В 1841 году Павлуцким и местными жителями было заявлено о месторождении Кежемском. Краснояровское месторождение известно с 1844 года. В 1842 году жителем д. Долоново Герасимом Поповым было заявлено об открытии Долоновского рудопроявления железной руды.

Николаевский завод

Николаевский завод

Близость последнего к транспортному пути (р. Ангаре), обилие лесов как источника для производства древесного угля, потребности развивающейся золотодобывающей отрасли и определили решение о строительстве в 28 км от с.Братск на р. Долоновка  железоделательного завода.

Строить завод на средства казны стали в 1845 году. Техническим руководителем строительства казенного завода был назначен полковник Корпуса Горных инженеров Иван Антонович Бароцци де Эльс (1805-1863), один из главных помощников в горнозаводском деле генерал-губернатора Восточной Сибири Н.Н.Муравьева Амурского.

Первый металл был получен в 1847 г., а на полную мощность завод вышел в 1854 г. В комплекс заводских сооружений входили крупные постройки: доменный, кричный, плющильный корпуса длиной от 40 до 50 м, шириной от 17 до 40 м каждый. Кричные механизмы приводились в движение водяными колесами. Для этого речка Долоновка была перегорожена 107-метровой плотиной, образовавшей обширный заводской пруд до 4 верст длины.  От завода до пристани с. Долоновка на р.Ока была проложена 15 – верстовая  деревянная коннорельсовая дорога. Позднее  построили рельсовую.

Квалифицированные рабочие были привезены с уральских и сибирских заводов, неквалифицированные набирались из ссыльнокаторжных. Каторжный труд использовался в основном для добычи железной руды.Разработка производилась карьером с отбойкой руды вручную.

Так как строительство завода началось во время майского праздника святителя Николая Чудотворца (9 мая 1845 года), то завод был назван Николаевским. Церковь во имя святителя Николая возвели на средства  рабочих и служащих завода в 1858 году. Это было одноэтажное, деревянное здание с колокольней. Четверик храма был увенчан полусферой массивного купола. Стены обшиты тесом и окрашены охрой. Под жертвенником храма была положена чугунная доска с текстом: «В лето от Рождества Христова 1857 года октября 10 дня при Благочестивейшем государе императоре Александре II, в бытность генерал — губернатором Восточной Сибири Н.Н. Муравьева, управляющего заводом горного инженера капитана М.А. Таскина, заложен храм во имя святителя Николая священником Михаилом Петелиным, соборне со священниками Братского острога Аполлоном Зыряновым и Шамановским Гавриилом Карнаковым,  с дьяконами и причтом…».

Несмотря на то, что вся Восточная Сибирь нуждалась в продукции Николаевского завода, для казны он был убыточным. Это привело к продаже завода. На основании положения, высочайше утвержденного 21 июля 1864 года,  завод был выставлен на торги и продан  за 212800 рублей иркутскому купцу 1 гильдии, золотопромышленнику, потомственному Почетному гражданину Сергею Константиновичу Трапезникову (1842-1893),Купец 1 гильдии С.К. Трапезников который совместно с братом Федором Константиновичем произвел капитальную его реконструкцию, пригласив для управления заводом известного на Урале механика Гектора Ивановича Гуллета (1800-1866).

Трапезниковы затратили на переоборудование 1,2 млн. рублей. Кричное производство заменили пудлинговым, введены были паровые машины, устроены механическое и литейное заведения, заведены железопрокатная машина и паровой молот. Производство железа было увеличено до 60 тыс. пудов в год. На заводе работало более 400 человек, из них 160 ссыльнокаторжных.

Трапезников С.К. открыл при заводе школу для рабочих с целью обучения грамоте и ремеслу. Служил старостой при церкви Николаевского завода. Выступил одним из создателей пожарного общества Иркутска.

Николаевский завод не обогатил Трапезниковых, более того, принес убытки, поэтому в 1870 году Трапезниковы продали предприятие купцу Николаю Петровичу Лаврентьеву за 100 тыс. рублей.  Купец 1 гильдии Лаврентьев Николай ПетровичИркутский купец Н.П. Лаврентьев (1818-?), владевший заводом в 1870-1872 гг., ввел режим экономии, уменьшил заработную плату специалистам с уральских заводов. При нем рабочие бастовали, требуя улучшения условий труда.

Испытывая нужду в денежных средствах, Лаврентьев  вынужден был в 1872 году принять к себе в компаньоны золотопромышленника М.Д.Бутина, а затем в 1874 году и вовсе продать завод. Новые владельцами завода стали нерчинские купцы 1 гильдии братья Бутины — Михаил Дмитриевич (1836 – 1907) и Николай Дмитриевич (1825–1892),  основатели торгового дома «Братья М. Д. и Н. Д.Бутины».

В середине 70-х гг. Николаевский завод из убыточного превратился в прибыльное предприятие. Уже в мае 1879 года Бутин через своих агентов переманил с тюменских заводов 58 мастеровых и механика. Мастера стали получать от 60 до 100 рублей.

В конце XIX века в Сибири было три железоделательных завода: Абаканский, Николаевский, Петровский. Абаканский завод почти не работал из-за конкуренции уральских заводов. Петровский завод выполнял казенные заказы, не пуская товары в продажу. Николаевский же завод реализовывал свою продукцию в Забайкалье,  в Приамурье и в районе реки Лена и имел свои склады товаров в Верхнеудинске,  Нерчинске, Чите, Благовещенске, Тулуне и Бодайбо.

Чтобы привлечь внимание к Николаевскому заводу Бутины выставляли свою  продукцию на выставках-ярмарках. В 1878 году на всемирной Парижской выставке Николаевский завод был удостоен серебряной медали. В 1879 году на Московской политехнической выставке М.Д. Бутин был награжден золотой медалью за усовершенствование золотопромывательной машины. В 1881 году М.Д.Бутин стал членом Европейского научного общества и в Париже получил золотую медаль «За важные заслуги, оказанные человечеству и цивилизации».Купец 1 гильдии Бутин МИхаил Дмитриевич

В 1882 году в Москве на Всероссийской промышленной выставке за разнообразные и высококачественные изделия и постройку в 1882 году 125-сильного парохода «Нерчуган», предназначенного для плавания по Амуру,  заводу было дано право ставить на изделиях Николаевского завода Государственный герб России. Это была высшая награда, после нее шли золотые, серебряные и бронзовые медали.

К 1883 году была завершена реконструкция завода, превратившегося в передовое техническое предприятие. На заводе было 19 печей различного назначения, две доменные печи были оснащены горячим дутьем. Действовали три прокатных стана, пять паровых молотов, более 40 токарных, сверлильных, винторезных, долбежных станков. Энергию заводу давали девять паровых машин суммарной мощностью 256 л. с., два водяных колеса общей мощностью в 100 л. с. и 16 паровых котлов. Это позволило расширить ассортимент выпускаемых изделий (ассортимент значительно расширился, если сравнить имеющиеся списки изделий за 1857 год и за 1886 год) и приступить к выпуску технически сложных устройств.

Выплавка чугуна на Николаевском заводе в 80-е годы увеличивалась до 200 тыс. пудов в год и более. Прибыль, получаемая от завода, колебалась от 140 тыс. до 216 тыс. рублей (1882 год) в год. По оценкам многих специалистов в конце XIX в. Николаевский завод по своей мощности и оснащению входил в число лучших заводов России.

В 1896 году И.Шнеев в «Кратких исторических очерках фабрично-заводской промышленности Иркутской губернии» писал: «В Восточной Сибири нет ни одного дома в городах и в деревнях, где бы не было хоть чего-нибудь, изготовленного на Николаевском заводе  —  железо на крышах, печные дверцы, железные печи, тазы, ведра, утюги, кастрюли,  сковороды, вафельные доски и прочая домашняя утварь, экипажные оси и другое».

Выставка в музее политссылки "История Ник. завода" (2011-2012 гг.) Выставка в музее политссылки "История Ник. завода" (2011-2012 гг.) Выставка в музее политссылки "История Ник. завода" (2011-2012 гг.) Выставка в музее политссылки "История Ник. завода" (2011-2012 гг.) Выставка в музее политссылки "История Ник. завода" (2011-2012 гг.) Из фондов БГОМ. Вафельница Из фондов БГОМ. Топор со знаком НЗ БГОМ

Завод давал крестьянам не только продукцию, но и  возможность заработать на рудниках и заготовках древесного угля. К примеру, за 1889-1890 гг. крестьянами Братской и Большемамырской волостей было заработано более 70 тысяч рублей.

Завод снабжал железными изделиями золотые прииски, солеваренные и винокуренные заводы, пароходства, изготовлял паровые котлы и паровые машины, шинное, листовое и котельное железо. На Николаевском заводе было отлажено производство корпусов и механизмов пароходов и катеров, сборка которых и последующая эксплуатация осуществлялась на реках Амур и Лена, на оз.Байкал.

На Николаевском заводе построили пароходы для р.Лена: «Николай», «Михаил», «Иоанн Предтеча», «Пермяк», «Якут», «Витим», «Почтарь», «Работник». Для Ангары собрали «Графа Сперанского» (перевезли на реку Лена), «Кучума», «Сибирякова и К» (винтовой катер, на котором Калистратов в 1883 году прошел ангарские пороги), винтовой пароход «Иннокентий» (построен под руководством механиков Д.Н.Степанова и Сенотрусова), пароход «Муравьев Амурский».  М.Д. Бутин воплотил свою мечту, создав  в 1881 году свое пароходство. Для коммерческих операций Бутиных с Маньчжурией по р.Сунгари, для снабжения золотодобывающих приисков в Приамурье  предназначались пароходы — «Соболь», «Нерпа», «Тарбаган», «Нерчуган».

ПАроход "Нерчуган" Пароход "Почтарь" Пароход "Кучум" Пароход "Витим"

В первой половине 1891 года Николаевский завод получил заказ изготовить по особым чертежам якоря и цепи для строящегося в Иркутске понтонного моста через Ангару. Ленту через мост, пущенный 24.06.1891 года, разрезал будущий царь Николай II, поэтому мост был назван  «мостом цесаревича Николая». Ранее, 14 июня 1891 года, Н.Д. Бутин принимал наследника престола в своем дворце в Нерчинске.Понтонный мост через р.Ангара

К приезду цесаревича Николая в Иркутск М.Д.Бутин организовал выставку изделий Николаевского завода, построив для этого специальный павильон в центре Иркутска. Но, как писал Н.С. Романов в «Летописи Иркутска»: «По какой-то ошибке о выставке не было доложено цесаревичу,  и он ее не посетил».

В 1891 году с началом прокладки Трансибирской железно-дорожной магистрали Николаевский завод получил от правительства заказ на изготовление рельс на сумму 3 млн. рублей. Чтобы выполнить заказ в 1892-1894 гг. вблизи д. Лучиха, рядом с Краснояровским (Петропавловским) рудником был построен Лучихинский (Ново-Николаевский) железоделательный завод с доменной печью (производила в сутки 12 тонн чугуна) и рельсопрокатным производством. В 1897 году на заводе работало 250 человек. Руководил строительством Лучихинского завода управляющий Николаевского завода Николай Егорович Глотов,  совладелец (вместе с  Кузнецовым) Краснояровского  рудника.

Купец 1 гильдии Глотов Николай ЕгоровичУправляющий Николаевским заводом Николай Егорович Глотов (1834-1911) происходил из крепостных Демидовых. Окончил Выйское заводское училище, после которого работал на Нижне-Тагильском механическом заводе. В 60-е гг. ему принадлежал небольшой завод в Нижнем Тагиле, который выпускал паровые машины.  В 70-е гг. управлял Абаканским заводом в Енисейской губернии, а затем по приглашению купца Лаврентьева прибыл на Николаевский железоделательный и чугунолитейный завод. Управлял заводом с 1871 по 1897 гг. За восстановление производства был награжден в 1878 году серебряной медалью на Станиславской ленте для ношения на шее, а в 1883 году золотою медалью на Аннинской ленте для ношения на шее. На своем месте Николай Егорович выполнял сложнейшие технические задачи. Без него невозможно было строительство локомобилей, пароходов, мостов.Локомобиль "Илья Муромец"

Многие технические достижения на Николаевском заводе были сделаны на фоне тяжелейшего кризиса фирмы Бутиных. Кризис произошел из-за огромных выплат за ростовщический кредит, засухи в Забайкалье в 1882 году (на приисках из-за недостатка воды остановилась промывка золота), из-за несколько неурожайных лет в Иркутской губернии (товары не находили сбыта, у народа не было денег). Повлиял также пожар в Иркутске, уничтоживший склады и гибель пароходов с товаром.

В 1882 году иркутские купцы объявили М.Д.Бутина неплатежеспособным и учредили администрацию для управления его торговым домом. С 1882 по 1892 гг. шла тяжба; Бутину М.Д. пришлось доказывать свою платежеспособность в судах. Судебный процесс был выигран Бутиным. Однако администраторы успели распродать часть предприятий Бутиных, прихватив огромные гонорары «за управление».

Смерть Николая Бутина в 1892 году, прекратила существование «Торгового Дома братьев Бутиных». Но Николаевский завод М.Д.Бутин держал в своей собственности вплоть до 1896 года. Газета «Енисей» писала в 1897 году: «Пока М.Бутин свободно вел свои обширные операции, Николаевский завод никогда не испытывал нужды в средствах, но когда дела Бутиных пошатнулись, и всем стала заведовать  администрация, пришлось поприжаться;  когда же администрацию упразднили, а Бутин сидел в Петербурге, на заводе воцарился единолично Н.Е.Глотов и началась «сибириада». Работая без денег, все имевшиеся средства Глотов закопал в золотых приисках и затратил на свое Ленское пароходство».

Глотов Н.Е., став иркутским купцом 1 гильдии, создал с сыновьями Николаем и Константином самостоятельное предприятие товарищество «Н.Н.К.Глотовы».  28.02.1894 года он подписал с  иркутским генерал-губернатором Горемыкиным договор о создании почтово-пассажирского судоходства по Лене, который позволил начать регулярное судоходство по Лене. Первый рейс совершил построенный на Николаевский завод пароход «Пермяк». Памятник Глотову Н.Е. Скульптор Афанасий РомановЖители Приленья, отмечая заслуги Глотова, в начале XXI века установили в центре г. Якутска памятник Н.Е.Глотову в виде бюста.

После М.Д.Бутина в 1896 году владельцем Николаевского завода стал Савва Иванович Мамонтов (1841-1918), известный меценат и промышленник. Предприниматель и меценат Савва Иванович МамонтовО времени его владения Николаевским заводом так писал Конев в 1912 году. «К несчастью для управления заводом был прислан некто Брызгалов с сыном Мамонтова. А с ними служащие — пенсионеры, оперные артисты, разные проходимцы. С ними горный инженер Матиссон не сработался».

Причины покупки Николаевского завода исследователи объясняют тем, что Мамонтов арендовал Невский механический завод в Петербурге, который был предназначен для обеспечения железных дорог подвижным составом. Для снабжения этого производства металлом Мамонтов приобрел Николаевский завод, преобразованный в «Восточно-Сибирское общество железоделательных и механических заводов». Успешное осуществление проекта привело бы к созданию крупного концерна. Чтобы превратить заводы в современные предприятия, необходимы были огромные финансовые вложения. Между тем, у Мамонтова не было надежного источника кредитования. В 1898 г. у директора Петербургского международного банка Ротштейна, доверенного лица министра финансов Витте, он взял  ссуду под залог акций, принадлежавших ему. Вовремя погасить долги Международному банку не удалось.

Министерство финансов назначило ревизию, вскрывшую нарушения в учете и расходовании средств Московско-Архангельской железной дороги, председателем правления которого Мамонтов являлся. Выяснилось, что из кассы Общества деньги переводились на счета Товарищества Невского завода и Восточно-Сибирского общества — предприятий, которые юридически не были связаны друг с другом. Такие финансовые операции были запрещены законом.  В результате, правление Московско-Архангельской дороги во главе с Мамонтовым ушло в отставку, были избраны новые люди, которые обратились с исками к бывшим руководителям Общества. Делами стали заправлять люди Ротштейна и Государственный банк. Иски были предъявлены в суд и 11 сентября 1899 г. С. И. Мамонтов был  помещен в Таганскую тюрьму, где и провел 5 месяцев.

Документально доказать корыстный умысел в действиях Мамонтова следствию не удалось. Предумышленного обмана и хищений не было. Ведь и железная дорога и Невский завод находились почти целиком в собственности мамонтовской семьи. Предприятия были лишь юридически независимыми, а фактически существовала известная общность средств. Между тем, имущество мецената пошло с молотка.

В это время в 1899 году Николаевский завод был закрыт. Начался голод, и была объявлена стачка. Во главе бастующих стоял рабочий комитет под руководством ссыльного рабочего Обуховского завода, члена «Союза борьбы за освобождение рабочего класса» В.А.Князева. Требовали уже не только оплаты, но и снабжения голодающих продовольствием, возобновления производства.  Положение стало настолько тяжелым, что пришлось создать правительственную комиссию, по решению которой забастовщикам выдали деньги и продукты.

В 1903 году ситуация стабилизировалась. В Москве было принято постановление конкурсного управления по делам Восточно-Сибирских железоделательных и механических заводов о передаче Николаевского завода в долгосрочную аренду группе петербургских капиталистов на том условии, что деятельность завода должна быть возобновлена  в 1903 году.

Это было время строительства Кругобайкальской железной дороги, для которой в 1904 году на Николаевском заводе изготовили мост, получивший название «Горбатый». В разобранном виде мост (балки, швеллера, уголки, клепки) весом 639 тонн доставили в район бухты Березовой; а затем собрали там и произвели накатку моста на каменные устои. «Горбатый мост», построенный по проекту известного мостостроителя Л.Д.Проскурякова, стал настоящим памятником инженерного искусства.строиетльство "Горбатого" моста

В 1906 году на совещании в Иркутске о путях сообщения в Сибири прозвучал доклад С.И.Лозинского, в котором звучала обеспокоенность возможной потерей завода капиталом около 7 млн. рублей и тем, что Сибирь лишается весьма ей необходимого железного производства.  «Некоторые распускают слухи, что на Николаевском заводе все разрушено и уничтожено и что он не представляет никакой ценности. Нужно думать, что это делается для того, чтобы дешевле его купить».  В довершении, 27 декабря 1909 года в поселке сгорела церковь, утварь передали в село Братск. Братский священник о. Леонид  Малышев стал окормлять  обезлюдивший приход.

В 1915 году завод купил купец Н.Шаскольский, а через год перепродал его АО «Товарищество В.Г.Столль и К». Восстановительные работы в это время проводились неудовлетворительно, использовалось только старое оборудование. За 2 года завод выпустил 6 тыс. пудов железа, более 1 тыс. пудов различных изделий, чугунного литья до 1,5 пудов. Часть продукции шло на нужды царской армии.

Шла 1 мировая война, переросшая в России в февральскую революцию. Получив известие о революции от телеграфиста поселка Николаевский завод,  политссыльные и рабочие активисты завода провели совещание. По настоянию большевиков М. Киселева, Н.Анциловича, Е.Демченко, Е.Темникова были арестованы пристав, урядник, обезоружены полицейские. На митинге рабочие образовали временный революционный комитет. Его председателем стал Максим Киселев, секретарем Наум Маркович Анцелович (в будущем секретарь ВЦСПС и нарком лесной промышленности СССР).

Через два месяца после октябрьских событий компания Столля отказалась финансировать заводы в России, директор сократил производство на ¾ и вместо 1200 рабочих оставил только 300. В ответ Совет рабочих депутатов во главе с Максимом Киселевым принял решение о национализации заводов.

В 1919 года был создан партизанский отряд под руководством рабочего Николаевского завода Яна Рутмана, вошедший в отряд красного командира Бурлова. На Николаевском заводе для нужд отряда рабочие выпускали пушки (одна из них находится в фондах областного краеведческого), снаряды, оружие.

В 1921 году в стране был образован трест «Ангарметалл», запущены Николаевский и Лучихинский заводы и восстановлена разрушенная плотина. К весне этого года Николаевский завод выдал первые послереволюционные листы железа, которые были направлены в Иркутск, Нижнеудинск, другие города Сибири. В 1922 году предприятие было полностью восстановлено. Но уже в 1923 году в связи с большой задолженностью перед государством (100 тысяч золотых рублей),  постановлением губернского экономического совещания, трест «Ангарметалл» был расформирован, была назначена ликвидационная комиссия.

Закрытие завода можно объяснить созданием в стране гарантированного рынка сбыта продукции уральских заводов на территории Сибири и Дальнего Востока, что снимало нарастающее недовольство уральских заводских рабочих новой властью. Эти политические соображения оказались решающими в судьбе металлургических заводов Приангарья. Николаевский и Лучихинский заводы были окончательно закрыты. Оборудование было увезено в Иркутский машиностроительный завод Куйбышева, в Черемхово, в Усолье, в Тельму.

Большая часть рабочих покинуло пос. Николаевский завод. Квалифицированные кадры требовались во многих районах Сибири и Урала. Если в период управления заводом Глотова численность населения поселка достигала (в разные годы) от 2,5 до  3,5 тысячи человек, то в 1926 году после закрытия в пос. Николаевский завод жило 407 человек (197 мужчин и 210 женщин). Население это незначительно увеличилось за счет ссыльных уже в советское время. К примеру, Бобриков Николай Иванович, 1886 г.р., был раскулачен и с семьей выслан в п.Николаевский завод  из Псковской области.  (Вновь был арестован в 1938 году).

Семейство Поздняковых -БобриковыхОставшиеся в поселке рабочие стали трудиться в промартели «5 съезд Советов» (филиал тулунской организации), они выжигали известь и древесный уголь, изготавливали бочки, телеги, сани.  Другая часть населения поселка стала рабочими «Заготскота» — забивала скот, который пригоняли отовсюду. Сохранилась фотография бригады рабочих «Заготскота» пос. Николаевский завод  в  30-е гг.Рабочие Николаевского завода

Поселок стал малой родиной для рабочих с Урала, польских ссыльных, высланных татар и бывших каторжан. На территории поселка существовало нескольких отдельных кладбищ. Отдельно хоронили мусульман,  отдельно поляков.  Было и кладбище усопших православных.

Известно, что Чеслав Дорогостайский, участник польского восстания 1863 года, был осужден на 6 лет каторги и отбывал каторгу на Николаевском заводе.  Сын его Вячеслав, выдающийся сибирский зоолог, был дружен с Н.Е.Глотовым, оба состояли в Иркутском обществе охотников и увлекались фотографией. К выходцам из Польши относится и фамилия Дробязгевич. Дробязгевич и Киселева Елизавета НикитПоляк Дробязгевич Павел Рудольфович (1882- ?), поселившийся в п. Николаевский завод,  создал семью с дочерью рабочего Николаевского завода Киселевой Елизаветой Никитичной (1864—1962). В годы гражданской войны он пропал, но дети (носители его фамилии) остались в Братском районе.

Семья Акима ЛюбенковаС Полтавы прибыл на братскую землю (по семейным преданиям) родоначальник известного в Братске рода Любенковых — Аким  Перфильевич  (1843(42)-1942). Его родители  были отправлены на Николаевский завод,  но в пути  погибли. Аким прибыл на завод один, было ему 16 лет.  Только в 47 лет женился на 18-летней Вере Камодиной.  В пос. Николаевский завод у них родилось 12 детей.

Трагическая история  России ХХ века отразилась на судьбах многих жителей поселка Николаевский завод.  Дочь Акима Любенкова — Валентина в 1937 году потеряла после ареста мужа, Лебедева Леонида Ивановича. Женщина осталась без мужской поддержки, но смогла воспитать 9 детей, получив орден Материнской Славы 3 степени.

От репрессий пострадали жители Николаевского завода: Жуланов Федор Андреевич (1907 г.р.), Жуланов Андрей Яковлевич (1874 г.р.), Жуланов Григорий Андреевич (1906 г.р.), Киселев Иван Никитич (1903 г.р.), Дунаев Михаил Алексеевич (1888 г.р.). Был расстрелян по приговору от 27.06.1941 года и мастер по смолокурению промартели «5 съезд Советов» Киселев Егор Максимович (1879 г.р.).  К сведению,  его сын Киселев Афанасий Егорович в годы войны был разведчиком,  отважно воевал в рядах 114 Свирской дивизии. Вернулся на родину  с  орденом  Славы, орденом Красной Звезды  и  медалями «За отвагу»  на груди.Киселев А.Е.

Потери жителей поселка в годы Великой Отечественной войны были значительны. С войны не вернулись дети Осипа Кудрявцева: Иван, Николай, Михаил. Погиб Лебедев Юрий Леонидович. Семейство Бобриковых потеряло в годы войны братьев Ивана и Владимира. Из 4-х классной школы Николаевского завода на фронт один за другим уходили учителя Александр Петрович Московских, Николай Петрович Попов, Иннокентий Карпович (фамилия забыта), Николай Иванович Удинцев.  Все они погибли…

Несмотря на все это, поселок после войны все же жил.  По состоянию на 01.01.1954 года в п. Николаевский Завод  Долоновского сельсовета проживало 231 человек.

В 1961 году в связи со строительством Братской ГЭС и образованием водохранилища десятки сел ушли на дно Братского моря, Николаевский завод не был исключением. Жители его перебралось в пос. Бамбуй вблизи с.Кузнецовка, в г.Братск, в г.Вихоревку  и в др. населенные пункты.

Источники:

1.Николаевский чугуноплавильный, железоделательный и механический завод, принадлежащий торговому дому нерчинских купцов 1 гильдии братьев Бутиных, находящийся в Иркутской губернии / [Сост. коммерции советник М. Бутин]. — Москва : тип. Щепкина, 1891.

  1. Вагин В.И. Николаевский железоделательный завод// Вост.- Сиб. отдел Император. Рус. географ. о-ва. Т. XVIII. Иркутск: Тип. газеты «Сибирь», 1888. С.92-145.
  2. Глотов Н.Е. Сведения о состоянии и производительности Николаевского железоделательного завода. Иркутск: Тип. А.Л.Сизых, 1891.
  3. Протасова Н.И. Очерки о Нижнеудинске. Красноярск: Администрация г. Нижнеудинска, Музейно-культур. центр. 2010 г., с.36-38.
  4. Пешкова О.В. Деятельность торгового дома братьев Бутиных// Сибирский город XVIII начала XXвеков»: Сб.ст./Сост. В.П. Шахеров. Иркутск: Оттиск,2002 г. С.119-143.
  5. Шнеев И. Краткие исторические очерки фабрично-заводской промышленности Иркутской губернии. Иркутск: Губ.тип. 1896 год. С. 27.
  6. Ангаро-Илимские железорудные месторождения трапповой формации южной части Сибирской платформы /Сост.: Г. И. Антипов, М. А. Иващенко, В. В. Корабельникова и др. ; М-во геологии и охраны недр СССР. — Москва: Госгеологтехиздат, 1960. С.157,211,219,222.
  7. Романов Н.С. Летопись города Иркутска за 1881-1901 гг. Иркутск: Восточно-Сиб. кн. изд.,1993 г. С.75,139, 243, 371.
  8. Труды Совещания 1906 г. в Иркутске о путях сообщения в Сибири / Под ред. Виктора Попова. Т. 1. Иркутск: Канцелярия Иркут. генерал-губернатора, 1907-1908.
  9. Рупосов Н.М. Соли злодейки сусеки стоят//Земля Иркутская. Иркутск: изд. ОГАУ «Центр по сохранению ист.-кул. наследия Иркутской обл. 1994 №2. С.19-23.
  10. Ушакова О.В. М.Д. Бутин. Предприниматель и меценат Забайкалья (60-е гг. Х1Х-нач.ХХв.). Новосибирск: Новосибирское кн.изд-во, 2006.
  11. Список населенных мест Сибирского края. Т.2. Округа Северо-Восточной Сибири. Новосибирск: Изд-во статист. отдела Сибир. Крайисполкома, 1929 год. С.856-859.
  12. Иркутские губернские ведомости [неофициальная часть] /ред. А. Церерин. Иркутск, 1857.№28. С.4.
  13. Павлов А.С. Лена — река труженица. Якутск, 1994: [сайт] — Электрон. текстовые дан.- http: // newsletter.infoflot.ru/tmp/lena.htm
  14. Боханов А.Н. Савва Мамонтов: [сайт] — Электрон. текстовые дан.- http:// annales. Info /rus/ small/mamontov.htm

См. также: Николаевский чугунно-плавильный железоделательный и механический завод… М.: 1891

Вид на церковь во имя свт.Николая Школьники с учителями в пос. Николаевский завод перед войной Школьники с учителями в пос.Николаевский завод перед войной

 

Уведомление о правах.
Данный материал является авторским, все права принадлежат сообществу «Старый Братск». При полном или частичном копировании материала ссылка на данную статью или сайт bratsk-starina.ru как авторов обязательна

8 комментариев на “Андреева Л.В. О Николаевском заводе

  1. Уважаемая Лилия Викторовна!
    С большим вниманием прочёл ваше фундаментальное интереснейшее исследование истории Николаевского завода. Очень хотелось бы знать пытались ли вы найти фото первостроителя и первого директора завода Ивана Антоновича Бароцци де Эльс. Я, являясь его родственником, опубликовал несколько статей о нём и строительстве и деятельности завода. Хочу заметить, что гравюру «Николаевский завод», которая приводится вами без подписи в вашей статье, представил мне директор Нерчинского музея Литвинцев Александр Юрьевич. Он просил при публикации этой гравюры ссылаться на источник, что я и делал, когда опубликовал эту гравюру в своих статьях о жизни и деятельности И.А. Бароцци де Эльс.
    С уважением В.А. Пархомов

    • Уважаемый Владимир Александрович! Мы иногда берем фотографии без подписей в сети, хотя я знаю, что фото с этой гравюры есть и в Иркутском обл. музее и в фондах Братского музея. Мы учтем ваши замечания и в ближайшее время внесем поправку. Опубликованный материал был собран во время подготовки в Братске выставки по истории Николаевского завода. К сожалению, сейчас она разобрана; постоянной экспозиции по догородской истории Среднего Приангарья в Братске нет. Это и являлось одной из причин создания этого сайта. Нам хочется хоть как-то отразить нашу раннюю историю. Во время подготовки выставки я Вам звонила, пытаясь найти фото Ивана Антоновича Бароцци де Эльс. К сожалению, фотография эта до сих пор не обнаружена. С уважением Андреева Л.В.

  2. Лилия Викторовна, какая же вы умничка. Можно узнать столько нового и интересного.И вообще очень хороший человек. Спасибо вам огромное за ваш труд.

  3. Добрый день, уважаемая Лилия Викторовна!

    Земной поклон Вам за Ваш обширный и детальный — с Большой буквы — Труд и самые искренние пожелания здоровья и добра за бесценные знания!

    С уважением,
    Игорь КРАВЦОВ, БРАТСК

  4. Тамара, Братск

    Добрый день, уважаемая Лилия Викторовна!

    Мне 70 лет, с 1957 года живу в Братске, меня ребенком привезли на строительство Братской ГЭС, жили в Зеленом, там я отучилась а первом классе. В 1961 году началось затопление и нас переселили в Падун в общежитие. К моему стыду из Вашей статьи я в первые узнала о Николаевском заводе и в школе не говорили. Большое Вам спасибо за такой труд. Рассказала своему внуку и знакомым.

    С уважением,
    Тамара, Братск

  5. Спасибо, уважаемая Лилия Викторовна и все, кто работал и продолжает работать над сайтом! Подскажите пожалуйста, где подробнее можно прочитать о продукции Николаевского завода?

Оставить комментарий