Всего около двух лет занимаюсь своей родословной и очень сожалею, что не сделала этого раньше. Ушли близкие родные, а с ними живая память. По мере изучения архивных и литературных источников выяснилось, насколько сложившаяся семейная история приблизительна и малоизвестна. Но это уже другая история…
Чтобы понять, откуда пришли мои предки, когда и где расселились, как мигрировали по Братской территории, возникло естественное желание заглянуть в историю Сибири.
Благодаря Интернету мне удалось «перелистать» сотни страниц исторических документов и картографических изданий. «Пролистывая» очередной источник — Памятную книжку Иркутской губернии на 1865 год, нахожу любопытную сноску в очерке члена-сотрудника Иркутского статистического комитета В. Чудовского «Покорение Иркутской губернии», где описана история установления Илимского острога. Вот ее содержание: «В последствии острог был перенесен ниже на 2 версты, где и стоит по настоящее время заштатный город Илимск; на первоначальном же месте осталась только небольшая почерневшая церковь погостом, на котором похоронен знаменитый амурский деятель Хабаров («Поездка в Якутск» Щукина. СПБ. 1844)»
Однако, мне было известно, что место захоронения Хабарова до настоящего времени достоверно не установлено. Кроме того, также знакома версия братского краеведа В.Ф. Герасимова, который в «Летописи Братска» включает в хронику 1667 года описание места могилы Хабарова: «На первоначальном месте острога против Падунского порога осталась только небольшая, почерневшая от времени церковь с погостом, на котором похоронен знаменитый Хабаров»(Энциклопедический словарь под ред. И.Е Андриевского, СПб., 1891).
И по этому историческому поводу в 2000 году на улице Хабарова в г.Братске установлена мемориальная доска.
Было очевидно, что одни и те же сведения каким-то образом «разошлись» географически. Мне показалось интересным докопаться до сути и понять с какого момента и от каких авторов началось разночтение. Когда уже десятки источников по Братску-острожному и Илимскому острогу были изучены, стало очевидным, что автором цитируемых сведений о захоронении Хабарова мог быть Н.С. Щукин – автор книги «Поездка в Якутск». Но найти на тот момент первоисточник оказалось невозможным, поэтому продолжила поиск необходимой информации в публикациях современников Щукина Н.С.
Определила для себя источники «илимской» и «братской» версий. Результаты исследования предлагаю вниманию читателя.
Итак, в подтверждение «илимской» версии. В 1857 году в Записках «Киренск и его округ» писатель Паршин В.П., так описал упоминаемое захоронение в Илимском остроге: «… От перваго острога осталась нам – на память, — деревянная церковь, в ограде которой, говорят, похоронен знаменитый Хабаров – завоеватель Амура, умерший в сане сына боярскаго» (Иркутские губернские ведомости, 1860, № 39).
Еще одна ссылка на Щукина Н.С. и В. Чудовского обнаружена мною в Памятной книжке Иркутской губернии за 1881 год. В редакционной статье к публикации Воротникова И.И. «О древних башнях в с.Братском» Д.Д. Ларионов (редактор издания) подробно на 2-х страницах описывает деятельность губернского статистического Комитета по сбору сведений о памятниках «древности сибирской (русской) старины», в том числе, «…о современном положении древних деревянных церквей и башен сохранившихся в заштатном гор. Илимске…» и указывает в сноске: «На первоначальном же месте осталась только небольшая почерневшая от времени церковь погостом, на котором похоронен знаменитый амурский деятель Хабаров».
Священник Михаил Сизой, законоучитель и исследователь церковных древностей и летописец илимских храмов, в историко-археологическом очерке «Заштатный город Илимск, его древние памятники и некоторые черты из его прежней церковной жизни, достойные примечания» (1883г.), описывая Введенский храм отмечает: «…Храм обнесен небольшою оградкой, в которой, по словам известного Щукина, автора «Поездки в Якутск», похоронен знаменитый амурский деятель Хабаров» (Иркутские епархиальные ведомости, 1883, № 5).
Не вызывает сомнения, что приведенные авторами описания и ссылки на захоронение Хабарова имели отношения именно к Илимскому острогу.
Теперь обращаюсь к аргументам «братской» версии. В указанном Герасимовым В.Ф. источнике — в 4А томе Энциклопедического словаря издателей Брокгауза и Ефрона (1891 г.) действительно, нахожу статью «Братский острог», а в ней: «…На первоначальном месте острога осталась только небольшая, почерневшая от времени церковь с погостом, на котором похоронен знаменитый Хабаров, покоритель Приамурья….».
Продолжаю изучение статьи «Братский острог» в последующих изданиях словаря.
«Малый энциклопедический словарь» (изд. 1907 г.): …«Братский острог, село Иркут. г., Нижнеуд. окр., на реке Ангаре, вблизи Братских порогов на последней. Пристань, рыбные ловли; могила Хабарова, покорителя Приамурья».
«Новый энциклопедический словарь» (изд. 1912 г.): …«Братский острог или Братское село Иркутской губ., Нижнеудинского у., … От острога остались: церковь, с могилой Хабарова и башня, в которой по преданию был заключен протопоп Аввакум. До 1000 жит. …».
Убеждаюсь, что «илимская» и «братская» версии содержат одну и ту же информацию с вариациями, не меняющими основного смысла.
Наконец в фондах центральной городской библиотеки им. В.Г.Белинского г.Якутска получаю доступ к двум изданиям произведения Щукина Н.С. «Поездка в Якутск» (1833г. и 1844г.), на которое ссылаются В. Чудовский, В.П. Паршин, редактор Д.Д. Ларионов и священник М.Сизой.
Щукин Николай Семенович (1792-1883 гг.) — писатель-краевед. Окончил Иркутскую гимназию и Петербургский ун-т. Служил в Министерстве внутренних дел. Большую часть жизни прожил в Петербурге, часто совершая оттуда длительные поездки по стране, впечатления от которых легли в основу многочисленных статей и книг. Активно публиковался в журналах «Московский телеграф», «Северная пчела», «Журнал министерства внутренних дел», «Москвитянин» и др. Автор многочисленных работ о Сибири, но наибольшую популярность его имя получило после выхода в свет двух изданий книги «Поездка в Якутск».
В Предисловии ко второму изданию упомянутой книги автор пишет: «…Я с удовольствием заметил, что в течение 10 лет книга моя служила источником и руководством для многих, писавших что-нибудь о Сибири. …К этому изданию прибавлено несколько писем о реке Илим…». Произведение составлено из глав-писем путешественника, подробно описывающего свои наблюдения и впечатления.
И вот ключевой момент моих поисков! В Письме ХII «Илимский острог» Щукин Н.С. описывает: «…Наконец мы спустились к реке Илиму. Здесь сперва стоял Илимский острог, от которого осталась одна деревянная церковь затверделая как железо, и закоптелая как уголь. Я ходил по ограде и между надгробными камнями искал могилу завоевателя Амурских стран Ерофея Хабарова. – Он здесь кончил славную жизнь свою, в звании Сына Боярского. К сожалению никто на Илиме и не слыхал про него…».
Как видно из текста Письма, Щукин Н.С. не указывает наверняка, что им обнаружена могила Хабарова. Но это не помешало В. Чудовскому спустя 20 лет, вольно перефразируя автора, указать место могилы Хабарова в Илимске как достоверный факт. Делаю вывод, что именно его изложение Щукина стало в последующем цитироваться другими авторами.
Но как уже ставшие известными нам «илимские» сведения от Щукина Н.С. и Чудовского В. о Хабарове попали в статью Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона о Братском остроге? Замечу, что в статьях «Илимск» (т.12А, издания 1894 г.) и «Хабаров» (т.36А издания 1902 г.) этого же словаря нет предполагаемых сведений о месте захоронения покорителя Приамурья.
О том, кто передал информацию в редакцию Энциклопедического словаря, опять же узнаем от В.Ф. Герасимова: «…известно, что при Падунской церкви в 1671 году был похоронен Ерофей Хабаров, покоритель Приамурья. Такие данные дал для Санкт-Петербургского энциклопедического словаря И.И. Воротников».
Воротников Иннокентий Иннокентьевич (1840-1915) – был сослан на вечное поселение в Братскую волость и прослужил там с 1856 по 1907 год. Педагог, краевед, публицист. С 1877 года – член Восточно-Сибирского отделения Императорского Русского Географического общества. За многолетний и добросовестный труд на Братской метеостанции в 1890 году ему присвоено звание корреспондента Пулковской Главной геофизической обсерватории, Почетный потомственный гражданин.
Он действительно мог послать в 1890 году сведения о Братской волости по запросу главного редактора «Энциклопедического словаря» профессора И.Е. Андреевского, под научным руководством которого готовился к выпуску том на букву «Б».
К 1890 году работы И.И. Воротникова «Описание Братской волости», «О древних башнях в с.Братском», «Об Ангарских порогах» уже были опубликованы в разных губернских изданиях и могли быть использованы в качестве справочного материала.
Но ни в одной из перечисленных публикаций И.И. Воротникова, так или иначе Хабаров и место его могилы, не были упомянуты! Полагаю, что местный краевед не мог не знать и о могиле Хабарова, если бы она там находилась.
А вот как работы Воротникова И.И. были использованы составителями и редакторами словаря? Выскажу предположение, что на запрашиваемую тему могли быть отправлены в Санкт-Петербург все работы, опубликованные к тому времени. Редакторы словаря, не вникнув в географию глухой провинции, вольно или невольно текст смонтировали. Этим только можно объяснить, что в энциклопедическую статью «Братский острог» вошло краткое изложение «Описания Братской волости», ошибочно приумноженное примечанием редактора Д.Д. Ларионова к статье «О древних башнях в с.Братском», где речь идет об Илимском остроге и о захоронении там Хабарова.
Напомню, 4А том Энциклопедического словаря со статьей о Братском остроге был издан в 1891 году, и Воротников И.И. мог быть с ним знаком. Сложно представить, какое смятение чувств пережил братский подвижник и краевед, обнаружив столь небрежное использование его трудов. И как можно было смириться с подобным недоразумением? Опротестовать из глубокой периферии материал, опубликованный в солидном издании?
Возможно, И.И. Воротников попытался косвенно заявить свою непричастность к информации о Хабарове, публикуя в 1902 году последнюю версию описания Братской волости под названием «Братский острог. Летопись (1633-1902)» в «Иркутских губернских ведомостях». Читаем его комментарий к публикации: «… описание братской волости сперва было напечатано в протоколах съезда приходских учителей Иркутской губернии 1867г. в Иркутске, под редакцией члена совета главного управления Восточной Сибири Бориса Алексеевича Милютина; затем оно издано было отдельной брошюрой; теперь же автор счел нужным напечатать это описание вновь, дополнив его сведениями, не вошедшими сюда в первое и второе описание, и сведениями последнего времени».
Внимательное прочтение Летописи подтверждает отсутствие каких-либо сведений о Хабарове.
Таким образом, результаты исследования приводят к выводу, что сведения о захоронении Хабарова Е.П. в Братском остроге ошибочны, и появились у наших современников с подачи В. Чудовского и редакции Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона.
Примечание: С докладом «К вопросу о захоронении Хабарова в Братском остроге» я приняла участие от общественной организации краеведов «Старый Братск» в научно-практической конференции Братского госуниверситета «Братская земля: от истоков до города», посвященную 385-летию Братска Острожного ( 2 декабря 2016 года).
https://www.proza.ru/2014/01/08/1295
Надеюсь Вам будет интересна сходная работа
Где умер и похоронен Ерофей Хабаров?
Владимир Бахмутов Красноярский
Спасибо за интерес к моей работе. Мне знакомы публикации В.Бахмутова и других исследователей-хабароведов. Поясню, у меня не было задачи отыскать место захоронения Хабарова. Я случайно обнаружила неоднозначное толкование и применение цитаты из «Поездки в Якутск» Н.С. Щукина и изучила историю вопроса, используя документальные источники. По-моему, накладка составителей словаря очевидна и Братск следует исключить из числа претендентов, заявляющих о захоронении Е.П. Хабарова на их территории (Киренск, Илимск, Нерчинск).
С уважением, Н.Вторушина