Вторушина Н. Тэмь: продолжение истории

25 августа 2024 года в сельском поселении Тэмь, что почти в 100 км от Братска, случилось культурное событие – открытие музея в местной школе. Инициатор и исполнитель музейной экспозиции Юрий Адамович Муда, энтузиаст и исследователь истории родного края.

Муда Ю.А.: «Идея создать музей в селе Тэмь возникла ещё в 2010 году, но тогда было мало материала и информации. Я обратился к жителям и краеведам села за помощью. Люди откликнулись, приносили старые фотографии, документы и другой материал. Часть информации была взята из районного историко-краеведческого музея. Благодаря работе краеведов города Братска, были получены переводы Ревизских сказок начала XVIII века, по Теминской деревне (так в архивных документах). С 2010 по 2020 года был собран подъемный материал на берегу р. Тэмки при впадении в р. Ию. Часть находок передали местные жители: предметы быта, монеты, кованые изделия». (Читайте об этих находках http://bratsk-starina.ru/муда-ю-а-древняя-деревня-тэмь/).

Неравнодушные жители Тэми еще в 2001 году начали писать историю села. Участники создания первой Летописи: Саблинская В.Н., Краюшкина М.Д., Гаврилов А.В., Грунина Л.П., Александрова Н.Г. Рукописный альбом состоит из 321 листов с рисунками и фотографиями. Познакомиться с версией альбома можно здесь: https://www.calameo.com/read/00135321181da07c13347 .

 

В 2023 году к 300-летию села Тэмь была издана Летопись «Тэмь: из прошлого в будущее». Составители: Казанцева (Ермакова) Н.А. – руководитель проекта; Ермакова И.В.; Кулевацкая (Ермакова) Н.Н. В Летописи приведены уникальные факты о событиях и людях села от начала XVIII века до наших дней. Проиллюстрированное издание состоит из 504 страниц, доступно на https://disk.yandex.ru/i/Impk81380f-OBQ.

 В феврале 2024 года Летопись была презентована на заседании БООК «Старый Братск», тогда инициаторами было принято решение о создании музея. Местом размещения была выбрана Тэминская средняя школа.

Муда Ю.А.: «Подготовка материала и изготовление экспозиции заняли три месяца. В итоге после упорных трудов 25 августа был торжественно открыт музей по истории села Тэмь. Экспозицию разместили в кабинете истории. На открытии присутствовали коллектив Тэминской школы, глава поселения Сорокин Ю. В., жители села и ученики школы. См. видео: https://shkola-tem.gosuslugi.ru/roditelyam-i-uchenikam/novosti/novosti_56.html

Экспозиция охватывает период от палеолита до начала XIX века. Палеолит представлен находками, найденными в районе затопленной деревни: каменные топоры, ножи, остроконечники, проколки, скребки и другие предметы. Находки периода неолита: кремневые наконечники, тесла, ножевидные пластины, а также обломки керамики и часть восстановленного глиняного горшка.

Средневековье представлено находками с акватории Ии племён курыкан, обитавшим в районе старой Тэми в X-XI веках нашей эры. Это разнообразные наконечники стрел – трёхлопастные, двухлопастные и бронебойные; элементы поясного набора курыканского воина; поясные накладки и окончания, а также пряжки. Период с XVII-XVIII века представлен подлинными монетами и их копиями от Петра I до Екатерины II. Представлены несколько крестов тельников, хорошо сохранившихся – медные, серебряные, бронзовые и с использованием эмали; разнообразные перстни и кольца; коллекция замочков; изделия из металла, ножи, кованые гвозди, оконная петля; поддужный колокольчик XIX века».

Это только часть собранного материала. Музей будет расширяться и пополняться экспонатами. Для этой работы будут привлечены учащиеся школы.

Но вернемся к Летописи 2023 года. В ней расписан род Ермаковых от первой Ревизии, которая проводилась по Братской волости в 1722 году[1]. Однако, имеются более ранние сведения по этому роду.

Следует сразу оговорить, что в архивных документах представители рода именуются то Ермолаевыми, то Ермолиными[2], то Ермаковыми. Несмотря на разные именования личность можно идентифицировать при сличении ближайших родственников и последующих поколений – детей и внуков.

Попробуем разобраться кто они, эти Ермаковы.

Служилые 

К концу XVII в. енисейские казаки становились постоянным населением новоприбранных земель и переходили на «службу с пашни». Это означало, что при получении земельного надела под пашню и сенные покосы казак лишался хлебного и соляного жалованья, оставаясь только на денежном содержании Великого Государя.

Многие сибирские служилые люди получали право вывоза в свой острог проживающих «на Руси» членов семьи. Для этого было необходимо подать челобитную на имя царя, после чего выдавалась грамота о предоставлении подвод и специальный указ, разрешающий вывоз родственников. Зачастую такие челобитные подавались в Москве во время «командировок» служилых людей[3].

Казаки обустраивались, обзаводились хозяйством, причем, сам казак находился на службе, а крестьянствовали на земле братья, сыновья, подворники.

 В 1698 г. постоянно проживающих енисейских казаков в Братском остроге числится 25 чел.; с ними братья, дети, племянники и внуки – 44 чел.  Всего 69 человек мужского пола[4].

Просмотр архивных материалов Сибирского Приказа и Илимской воеводской канцелярии позволил выявить основателя рода казаков Ермаковых в Братском остроге. Изложим последовательно, в хронологическом порядке.

В 1683 году в 4-ой сотне енисейских пеших казаков происходит замена: «Степка Артамонов сын Чюпров за старостью по ево челобитной от службы отставлен и в нынешнем 191 (1683) году в ево место и оклад поверстан из Брацкого острога толмач Васка Ермолаев»[5].

Толмачи (переводчики) были обязательными участниками отрядов служилых людей, отравлявшихся приводить в подданство «новые землицы». С таким из одних отрядов, по-видимому, и попал Василий Ермолаев в Братский острог. Кстати, в числе толмачей «середней» статьи был знаменитый землепроходец казачий десятник Василий (Ермолин) Бугор, который в 1627 г. был послан на Тунгуску[6]. В качестве языка-посредника для общения с коренным населением использовался татарский язык, который в Древней Руси был достаточно распространенным.

Енисейский казак, «Брацкого острога житель», Васька Ермолин значится в подписчиках челобитной енисейскому воеводе Римскому-Корсакову от братских жителей, участников восстания 1696 г., против приказчика Х. Кафтырева[7].

В Окладной книге жалованья 1699 г.[8] перечислены имена 26 енисейских пеших служилых казаков, жителей Братского острога, которые «в сентябре 16 дня по Указу Великого Государя и по выписке за пометою с приписью подьячего Алексея Пустобородова получали Великого Государя денежное жалованье на нынешний 208 (1700) год по пять рублев оклад...». Среди них – казак Васька Ермолаев сын Толмачев «получил оклад сполна».

В 1703 г. в Окладной книге жалованья числится 30 братских служилых, получателей государева денежного жалованья, 19 из них – «служат с пашни без хлебного жаловванья». Среди них — Василий Ермолин, который «января 2-го дня по Указу Великого Государя и по выписке за пометою письменного головы Степана Самойловича Лисовского Великого Государя жалованье на нынешний 1703 год ему, Василию, половина оклада ево два рубли с полтиною дано сполна… В июне … на нынешний 1703 год ему, Василию, другую половину оклада ево два рубли дватцать пять алтын дано сполна…»[9].

В 1706 г. казак Василий Ермолин еще служил с пашни без хлебного жалованья[10] и в том же году он умер[11]. Как следует из Росписи переписной 1707 г. у него остались сыновья: «Микифор Васильев Ермолиных бездетен, а у него брат Андрей 5 лет»[12].

Известно, что в сентябре 1707 г. служилый Никифор Ермолин, холост, был послан из Братского острога в Илимскую приказную избу для отправки на Камчадальскую службу[13]. Состоялась ли эта служба, сведений нет.

В Ревизских сказках 1722 г. Никифор Васильев и его брат Андрей значатся уже как Ермаковы. В Сборнике дел и указов Разрядного повытья (отдела) за тот же год имеется история с участием братьев:

«Нынешнего 1722 года февраля 7 числа послал он [приказчик Федор Попов] из Братска вверх по Оке реке в Теминскую деревню пашенного крестьянина Якова Матвеева для взятия в рекруты крестьянского сына Павла Назимова, и оной посланный Матвеев из той поездки приехал в Братск и подал ему де Попову зарукою … в которой написано – будучи де в Теминской деревне оного Назимова он Яков сыскал и взял с собою … и в то же время братский служилый человек Никифор Ермаков с братом своим Андреем его Павла Назимова у него Якова отбили и он де Никифор Ермаков ударил его Якова по голове кулаком и оного рекрута Назимова везти с собой ему Якову не дали …»[14].

Отбивали братья Ермаковы младшего брата хлебного обротчика Ивана Назимова, который жил при их дворе и обрабатывал их пашню[15].

Посадские

В Книге сборной с пожитков посадских людей Братского острога за 1707 г. найден посадский Данила Ермолин, с которого взято «с ево пожитков по старому окладу полтора рубля четыре деньги» и оброк «с одного дыма две деньги»[16].

 Пашенные крестьяне

В «Поименной книге Братского острога 1691 г. пашенных крестьян, кто пашет Великого Государя десятинную пашню» имеется запись: «Мирошка Ермолин пашет десятину без чети»[17] в Большой деревне на Оке.

Имена крестьян Ермолиных также прописаны в событиях Братского восстания 1696 г. Так, Ивашка Ермолин подписывал, в числе прочих пашенных крестьян, челобитную: «…не велите, великие государи, ему, Христофору, [Кафтыреву] нас, холопей и сирот ваших в вечное разорение дать, … и вашей десятинной пашни не отбыть и врознь не разбрестись»[18]. В Росписи обид, причиненных приказчиком, читаем: «…у Александрика Ермолина взял он, Христофер, приезжая к нему в деревню и угрожая, коня доброво напрасно…»[19].   Пашенный крестьянин Окинской деревни Якушко Ермолин добавил к основному показанию, что «накладывал де Христофор Кафтырев на него, Якушка, и на братей ево великих государей десятинную пашню и из-за того пристрастия взял с него, Якушка, корову»[20].

В 1703 г. братья Мирон, Иван, Александр и Яков Ермолины пашут четь десятины государевой пашни в деревне Окинской[21]. Можно предположить, что в эти годы д. Теминской не существовало, а заимка или однодворок Ермолиных могли быть приписаны к Большой деревне на р. Оке, где ссыпался покупаемый государством хлеб и стояла казенная мельница.

Так же, по д. Окинской, братья Ермолины платили оброки: поворотный сбор – по 8 алтын и 2 деньги; банный – по 5 алтын; за дым (за дымные трубы) – по 2 деньги[22]. (Примечание: поворотный (подворный) сбор — таможенная пошлина, которая бралась с покупщика за вывоз товара с гостиного двора).

В Ревизских сказках 1722 г. братья Александр, Яков и их сыновья переписаны в д. Теминской и именуются Ермаковыми (за исключением Ермолина Василия — сына Александра, жившего в д. Большой).

Есть некое предположение о прародителе братских крестьян Ермолиных/Ермаковых, требующее дополнительного исследования.

Вспомним пашенного крестьянина Мирошку Ермолина из д. Большой (1691 г.). С пониманием того, как именовались люди в то время (Мирошка Ермолин сын), можно предположить, что его отец – Ермолай. И такой Ермолай Федоров обнаружен в Именных книгах пашенных крестьян за 1664-1671 гг. в д. Кежемской, затем в 1674-1676 гг. в д. Роспопино[23]. А ранее, в 1658 г., он прописан в числе подписчиков челобитной, поданной в Енисейске в съезжей избе о злоупотреблениях сына боярского Ивана Похабова.

И еще Тотариновы/Татариновы

В уже упомянутой челобитной 1658 г. челобитчик рядовой пашенный крестьянин Ивашка Павлов, татарин., жалуется: «…Да он же, Иван Похабов, у меня, сироты твоего Ивашка Павлова, проведал мое моление богородицы казанские образ в окладе, и хотел я бедной то моление променить для своей нужи и бедности и давали мне за тот образ 20 руб. в Ылимском остроге, а он, Иван Похабов, хочет у меня взять тот образ за 10 руб. сильно, а в Ылимской острог продать не велит, да затем, государь, не дает мне коня твоей государевы ссуды, и я бедный сирота твой скитаюся третей год без коня, на твою государеве пашню наймую, а сам бедной с женишкой и с детишками помираю голодною смертью без пашни, меж двор скитаюсь, Христовым имянем кормлюся»[24].

В Именных книгах пашенных крестьян Ивашко Павлов Татаринов значится в 1664-1671 гг. в д. Наратай, (нижней), в 1674-1676 гг. в д. Роспопино пашет пол десятины государевой пашни.

В 1707 г. по д. Большой на р. Оке платит оброки Василий Елизарьев: поворотных «взято восемь алтын две деньги», «с одного дыму две деньги», «з бани взято оброку пять алтын»[25]. Изучение последующих документов позволяет именовать его Тотариновым.

Так, в Ревизских сказках 1722 г. в деревне Теминской записаны:

«Пашенные крестьяне Василий 60 и Петр 55 Елизарьевы Тотариновы, их племянник Гаврило Яковлев Тотаринов 28 (по факту – житель д. Большой).

У Василия Елизарьева жена Федосья 55. У него дети: Иван 35, Василий 30 (безрукий), Прохор 28 (кривой), Герасим 14, Анна 17, Федосья 8.

У Петра Елизарьева жена Анна 45. У него дети: Никита 18, Алексей 11.

У Гаврилы Яковлева жена Евдокия 23. У него дети Афанасий годовой, Иван 1720 г.р. У Гаврилы (в тексте – «у Михаила») братья: Михаил 14, Иван 12 (безногий)»[26].

Младший брат Василия и Петра – Иван Елизарьев Тотаринов 47, пашенный крестьянин, хозяйствовал своим двором в Большой деревне. Семью годами ранее Иван жил у крестьянина Никифора Трофимова – в пасынках[27].

Материалы второй Ревизии 1745-1748 гг. свидетельствуют о том, что в д. Теминской Татариновых уже нет. В 1743 г. Василий Елизарьев (членов семьи – 17 чел.) с племянниками Гаврилой Яковлевым (членов семьи – 13 чел.), Никитой Петровым (членов семьи – 8 чел.) «перешли собою» из Большого погоста Братского острога в Тулунский погост[28] для обслуживания ямской станции Московского тракта.

Надеемся, предлагаемый материал станет дополнением к родословным страницам теминских первопоселенцев и будет приумножен будущими исследователями.

Источники:

[1] Дата уточнена архивариусом на титульном листе дела.

[2] Ермолин – от крестильного имени Ермолай (греч. — вестник народа).

[3] Барахович, П. Н. Служилое население Центральной Сибири в XVII столетии (Енисейский и Красноярский уезды). – Ирк. гос. ун-т. – 2016. – С. 345.

[4] Там же, с. 76.

[5] РГАДА. Ф. 214, оп.1-3, ед. хр. 768, л. 58-100.

[6] Служилые люди Сибири конца XVI — начала XVIII в.: биобиблиогр. словарь / М. : СПб. : Нестор-История, 2020. — С. 285.

[7] Кудрявцев Ф.А. Восстания крестьян, посадских и казаков Восточной Сибири в конце XVII века – Иркутск: Иркут. обл. изд., 1939. – С. 87.

[8] РГАДА. Ф. 214, оп.1-4, ед. хр. 1289, л. 450.

[9] РГАДА. Ф. 214, оп.1-5, ед. хр. 1374, л. 577 об.

[10] РГАДА. Ф. 494, оп. 1-1, ед .хр. 81, л. 135 об.

[11] Там же, л. 148-об.

[12] Там же, л. 225-об.

[13] Там же, л. 229-об.

[14] РГАДА. Ф. 494, оп. 2-1, ед. хр. 50, л. 15.

[15] РГАДА. Ф. 494, оп. 1-1, ед. хр. 160, л. 85.

[16] РГАДА. Ф. 494, оп. 1-1, ед. хр. 81, л. 102 об., 116 об.

[17] РГАДА. Ф. 214, оп. 1-4, ед. хр. 999, л. 126.

[18] Кудрявцев Ф. А. Восстание крестьян, посадских и казаков Восточной Сибири в конце XVII в. / – Иркутск: Ирк. кн. изд., 1939, с. 89.

[19] Там же, с. 91.

[20] Шерстобоев В. Н. Илимская пашня. Том 1. / Пашня Илимского воеводства XVII и начала XVIII века. / – Иркутск: Ирк. обл. изд-во, 1949, с. 209.

[21] РГАДА. Ф. 214, оп. 1-5, ед. хр. 1374, л. 593 об.

[22] РГАДА. Ф. 494, оп. 1-1, ед. хр. 81, л. 105 об., 110 об., 117 об.

[23]Деревня Роспопино исчезла в 90-х годах XVII века, прирастив дворами д. Большую на р. Оке.

[24] РГАДА. Ф. 214, столб. 589, л. 87-93.

[25] РГАДА. Ф. 494, оп. 1-1, ед. хр. 81, л. 106, 111, 119.

[26] ГАИО. Ф 1, оп. 1, ед. хр. 6, л. 76, 77.

[27] РГАДА. Ф. 494, оп. 1-1. Ед. хр. 160, л. 81.

[28] РГАДА. Ф. 350, оп. 2, ед. хр. 1044, л. 154 об., 155.

Материал подготовлен при содействии А.П. Ристоланина

Уведомление о правах.
Данный материал является авторским, все права принадлежат сообществу «Старый Братск». При полном или частичном копировании материала ссылка на данную статью или сайт bratsk-starina.ru как авторов обязательна

Оставить комментарий