Лазарев К. История деревни Антоново (по рассказам очевидца)

Наше исследование о жителях дер.Антоново. Она также попала в зону затопления Братского водохранилища. В своей работе мы попытались описать повседневную жизнь  простой женщины Чупиной Клавдии Фёдоровны, взглянуть на события тех лет её глазами.

Начав свою работу,  мы первоначально обращали внимание только на послевоенное двадцатилетие (оно предшествовало строительству Братской ГЭС), но оказалось, что невозможно вместить жизнь человека в 20 лет, и наше исследование развернулось шире. Мы обратились и к детству нашей героини,  к истории её родителей,  к её взрослой жизни и жизни и судьбе её детей.  Начав работу в Братском городском архиве, где сохранились документы о дер.Антоново с 1927 по 1964 гг., мы не могли остановить своё внимание только на одном человеке и даже на одной семье. И опять рамки нашей работы раздвинулись.  мы невольно обратились к истории д.Антоново на фоне истории огромной страны — Советского Союза. Таким образом, первоначальные цели нашей работы изменились, и мы выбрали следующее направление — история становления и развития социализма в маленькой сибирской деревне в рамках строительства социализма всей страны с 1927 по 1965гг.

Первоначальная цель нашей работы: показать жизнь обычной женщины на фоне грандиозных событий истории: сталинские репрессии, Великая Отечественная война, строительство социализма, строительство Братской ГЭС. А поскольку цели расширились,  изменились и задачи:

1) показать разницу между тем, как преподносились события со страниц газет и какими они были на самом деле. Так как мы больше внимания уделяли послевоенному двадцатилетию, то и строительство Братской ГЭС мы рассматриваем более подробно.

2) показать, что любое историческое событие в уменьшенной проекции находит своё отражение в любом, даже самом отдалённом уголке страны.

Таким образом предметом нашего исследования является история дер.Антоново Братского района

Актуальность этого вопроса несомненна, если раньше о последствиях этого строительства не задумывались, то сейчас мы воочию наблюдаем эти необратимые губительные действия: сотни гектаров затопленного леса; более ста затопленных населённых пунктов; сотни судеб людей, выселенных с обжитых мест.

В своей работе мы использовали интервью, исследование архивных документов, архив газеты «Огни Ангары» 1959-1969 гг., историческую литературу по данной теме.

К сожалению, с главной героиней нашего исследования Чупиной Клавдией Фёдоровной нам удалось встретиться всего один раз, сейчас её нет в живых. И мы продолжили свою работу, общаясь с её дочерью, Петровой (Чупиной) Валентиной Александровной, которая провела своё детство в деревне Антоново.

Фактологической основой работы явились материалы Братского городского архива — Фонд 33, описи 1 и 2.

Научный руководительАбакумова Наталья Святославовна, учитель литературы МБОУ «Лицей №3» г.Братск

 

Много селений стояло по берегам и островам реки Ангары. Кормили сибиряков и прибрежная тайга, и сама река. Сибиряки всегда славились устойчивостью нравов, крепостью характеров, зажиточностью. Такой была и деревня Антоново, что стояла на острове посреди  Ангары, чуть выше острова Матера. И  со дня основания жила в селе семья Чупиных. Первое упоминание фамилии Чупины появились в «имянных книгах» пашенных крестьян Братского Острога за 1668 г., хранящихся в Московском архиве древних актов: Алексей и Антон Чупины. С представительницей этой многочисленной семьи мы  встречались и с вопросом  рассказать как раз о том периоде её  жизни, который первоначально нас интересовал — 1945-1965 гг. Но оказалось, что невозможно вычленить из жизни человека одно двадцатилетие, поэтому наше исследование невольно развернулось шире.

Героиня нашего рассказа – Клавдия Фёдоровна Чупина, уроженка дер.Антоново, проживала в п.Гидростроитель г.Братска, пенсионерка.

Деревня Антоново была расположена на острове реки Ангара. Деревня была небольшая, по словам Клавдии Фёдоровны, «две заколюки к реке сходились, а улиц и не было». Издавна люди занимались сельским хозяйством и рыболовством.

Революция, гражданская война не прошли мимо Антоново. В январе 1927 г. д. Антоново вошла в состав Дубынинского сельского совета. Но, естественно, не все принимали Советскую власть, о «несознательности» населения свидетельствует протокол избирательного собрания, прошедшего 29 января 1927 г. на участке д. Антоново, в нём содержатся сведения о том, что из 150 имевших право избирать и быть избранными явилось на выборы только 60 человек.1

До революции семья Чупиных была зажиточной, но с огромным хозяйством (до 10 коров) справлялись силами семьи, наёмных работников не было. Несмотря на это, с приходом в село советской власти, семья была объявлена кулацкой и раскулачена. «Пришли из сельсовета и забрали всё, угнали весь скот, забрали даже одежду, оставили только то, что было на нас одето, из амбаров выгребли всё зерно… А в правление попали те, кто раньше были голодранцами, ворами. После того как они всё забрали, увезли всё в город, а вернулись оттуда все в новой одежде, нарядные. Люди говорили, что продали там все наши вещи и купили себе обновы. Таких семей как наша было несколько». Слова Клавдии Фёдоровны подтверждают протоколы предвыборных собраний, состоявшихся 19, 20, 23 января 1929г. На этих собраниях избиратели давали оценку деятельности сельсовета: «в работе сельского Совета классовая линия была плохо соблюдена», «сельсовет плохо следит за правильным использованием бедняцких средств, тратит их не по назначению». Представляет интерес высказывание зажиточного крестьянина: «Сельсовет обслуживает своей работой только бедняков, организует какие-то бедняцкие машинные товарищества, налог скидывает с них… Мы все выбирали председателя сельсовета, так ты всех и должен защищать. А ты разбил нас на группы: на бедняков, середняков и зажиточных. Прямо беда, налогами задавили…»2.

           Чупин Фёдор Афанасьевич

Жители села, которых коснулось раскулачивание, не стерпели такое бесправие и ушли из села. Но отец героини нашего исследования, Чупин Фёдор Афанасьевич, остался в селе с семьёй, несмотря ни на что нужно было продолжать жить и поднимать шестерых детей. Но клеймо «врагов народа» уже легло на эту семью, за ними пристально следили. « В нашем селе  мужики были охотники, у многих были угодья, где каждый ставил зимовьё, где и жили во время охотничьего сезона. Такое зимовьё было и у нашего отца. У охотников есть неписаный закон: всегда оставлять в зимовье запас еды, спичек, необходимых вещей, если кто заблудится, или беда приключится, то в зимовье можно некоторое  время пожить. Вот дядя мой Константин Серышев, которого ОГПУ искали, пришёл в отцовское зимовьё и забрал запас еды, а ему записку    оставил: «Сват, ни на кого не греши, всё забрал я. К.Серышев». А за отцом следили, и за эту записку его сразу забрали и дали ему 10 лет. Когда отца забрали, мама осталась с пятью детьми и беременная.  Арестовали его в 1930г, а освободили в 1939г. В 1943 году его мобилизовали, но из-за возраста отправили не в действующую армию, а в тыловой отряд. Вернулся он только в 1949г».

Работая в архиве с похозяйственными книгами, мы нашли этому подтверждение: 1936г. главой семьи записана Чупина Анисья Михайловна, затем перечислены дети, а о муже упоминания нет. 1939г. Чупин Фёдор Афанасьевич уже записан в книгу, но главой семьи остаётся его жена, а он просто записан на последней странице.3

В этих же книгах и запись о нашей героине, Чупиной Клавдии Фёдоровне, примечательно, что сначала она записана 1924 г.р., а в последующих книгах 1925 г.р. Как рассказала она сама, это связано с тем, что регистрировать детей возили в с.Дубынино, и записывали ту дату рождения, когда привезли ребёнка, а её регистрировать привезли только через год после рождения — в 1925.

            Клавдия Фёдоровна Чупина с сестрой

Теперь обратимся к протоколам общих собраний жителей дер.Антоново. В протоколах за 1929 год  в повестке дня первым вопросом неизменно стоит: «о весенней посевной компании» от 28 февраля 29 г.,  «увеличении посевной площади» от 10 апреля 29 г., «о хлебозаготовках» от 27 ноября 29 г.4 Вопрос о хлебе являлся самым главным. Но не могут не коснуться события, развивающиеся в стране, жизни маленькой сибирской деревни. В протоколе общего собрания жителей дер.Антоново от 10 апреля  1929 г. запись о решении организовать ячейку ОСОАВИАХИМа, «чтобы укрепить оборону страны»5. В Протоколе общего собрания граждан от 27 ноября 1929 г. в повестку дня включён вопрос «об организации машинного товарищества»6.  Протокол от 28 февраля 1929 г. один из вопросов: «о покупке дома под школу»7. Начинается борьба с неграмотностью. И, надо сказать, отдел народного образования очень серьёзно относится к этому вопросу. В одном  из документов, который мы нашли в архиве, предписание зав. РОНО о ликвидации неграмотности среди призывников.8

1930 год. Уже созданы партийные группы Протокол от 21 марта 1930 г., которые «призывают в свои ряды батраков, бедняков и середняков, чтобы выполнять эту трудную работу».9 Трудной работой названа борьба с кулачеством.

Интересным является тот факт, что остаются важными вопросы и о поведении простых людей. Вопрос 3 этого же протокола : «по третьему вопросу слушали Антипина, каковой предложил рассмотреть работу продавца – приказчика Дубынина Василия, каковой творит безобразия, что и подтвердилось гражданами: 1)пьёт водку; 2)делает ошибки в подсчётах в ту и другую сторону; 3)отпускает дефицитный товар по своему назначению; 4)грубит с покупателями. Постановили: все вышеуказанные замечания изжить в корень»

Продолжается борьба с неграмотностью в протоколе общего собрания гр. дер.Антоново один из вопросов «О распространении крестьянской газеты».

1931 год. Появляется Совет бедноты. И на одном из первых собраний решается вопрос  «о выявлении кулачества»10.

В том же году  в д.Антоново организуется колхоз «Новая жизнь–II».

1932 год. Колхоз «Новая жизнь–II» в с.Антоново насчитывает 24 колхозника.11 Рядовые колхозники  делали обычную работу, а комсомольцы «строили социализм». Ещё один интересный документ, обнаруженный в архиве: заявление от комсомольца-ликвидатора  Московского Афанасия, который просит помощи у Дубынинского сельсовета в борьбе с зажиточными крестьянами, которые «срывают план хлебозаготовок»12.

1935 год. История Советского Союза опять находит отражение в истории Антоново. Акт 3 месяца 25 дня 1935 г. «о проведении переписи учёта скота и объектов обложения… обнаружили следующее: 1)у гр-на Дубынина Петра Матвеевича — укрывал телёнка и 3-х поросят; 2)у гражданина Чупина Николая Ивановича (председатель колхоза, середняк) — укрыл 2-х свиней в возрасте по 10 месяцев… . Комиссия считает, что укрытие указанными гражданами произведено умышленно, и просит комиссию РИКа привести указанных лиц к ответственности».13 Читая эти документы, понимаешь, что люди были осуждены на долгие годы просто за то, что хотели прокормить свои семьи.

С 1936 г. по 1948 г. Документы в архиве отсутствуют.

Вот так на фоне исторических событий страны протекала жизнь маленького сибирского села Антоново. И её жители старались приспособиться к тем условиям, в которых им приходилось жить. Такую жизнь они воспринимали естественной, потому что считали, что так и должно быть. 

«Мы всегда работали в колхозе, с детства к этому привыкли, знали, конечно, что есть большие города, но уезжать куда-то из Антоново даже и не думал никто у нас. После войны трудно было, но не голодали. Поля были огромные, урожаи собирали богатые, но почти всё сдавали на заготовки, работали за трудодни. После войны, я не помню в каком году, я была ещё незамужняя, нас отправили рубить просеку на Падун, дорогу для машин делать. Работали на рубке просеки одни бабы, деревья валили кайлом, зимой, тяжело было, но отказаться не могли, а платили за это не деньги, а трудодни начисляли». (Чупина К.Ф.)

Обычная послевоенная деревня. Работа в колхозе от зари до зари, без выходных. Люди работали, потому что знали, послевоенную страну нужно кормить. Но на фоне этого люди продолжали влюбляться, жениться, создавать семьи. «С мужем мы сошлись  в 1948 году, до этого встречались 3 года, каждый день виделись, а потом уже и до его смерти не расставались. А расписались уже после того, как в Братск переехали. И фамилию Александр Яковлевич взял мою, поэтому мы и до сих пор Чупины, а его фамилия была Московских.  После войны так в колхозе и работали: он рыбак был, а рыбу острогой били тогда, так он рекорд поставил – 90 штук стерляди добыл, а я работала дояркой. Хорошо работали. Нас председатель возил на конкурс в Ключи-Булак, там мы были лучшими. Я и стахановкой была в доярках».(Чупина К.Ф.)

К сожалению, у Клавдии Фёдоровны не осталось медали, которой она была награждена за стахановский труд, она сгорела во время пожара вместе с документами. Но эту медаль помнит её дочь. Она рассказала нам, что ей давали медалью играть, потому что игрушек  у них не было.

В 1957 г.  в похозяйственной книге появляется уже запись о создании семьи нашей героиней.14

Следующие документы, рассказывающие об истории деревни Антоново, это уже не просто протоколы заседаний бедноты и общих собраний. Это уже протоколы заседаний сессий Дубынинского сельского совета (куда входило Антоново) депутатов трудящихся Братского района.

1948 год. Протоколы № 6 от 5 августа 1948 г. и № 7 от 3 сентября 1948 г.. По-прежнему на первом месте вопросы о хлебоуборочной компании, посевной озимых, мобилизация денежных средств. Это понятно, послевоенной стране нужны хлеб и деньги. Но не менее интересны пункты протоколов, рассказывающие о повседневной жизни колхозников.  Протокол № 6, пункт 5: «На основании правительственного постановления и решения Братского исполкома райсовета депутатов трудящихся за № 239 от 22.7.48 ..обязать зав.школой  Дубынинской и Антоновской школ организовать школьников на уборку урожая и использовать всё свободное время школьников для помощи колхозу»15.

 Для современных школьников это необычно, потому что наше свободное время – только наше.  В этом же протоколе читаем «Слушали председателя с/совета тов. Дубровина. Разбор заявления гражданки Кузьминой Агафьи Васильевны, проживающей в Дубынинском с/совете д.Антоново. Родила ребёнка как мать-одиночка. Ребёнок в данное время живёт в  с/совете. Решили: просить райсовет депутатов трудящихся назначить пособие гражданке Кузьминой А.В. как матери-одиночке». Видна забота о людях.

 Нам, молодёжи 21 века, кажется диким и нелепым, что люди работали не за деньги, а за «палочки», когда они сами не знали, сколько им будет начислено продуктов за их работу.  Но жизнь продолжается. В семье Чупиных родился первенец «строго было в то время, за малейшую провинность отвечали. Я первого сына Володю родила на покосе, не отпускал председатель  с работы. Но мы привычные были к колхозной жизни, хоть и отдавали много на заготовки, но и не голодали: рыба всегда была, лес рядом, на трудодни хлеб давали, молоко с фермы». (Чупина К.Ф.)

И вот в привычную жизнь маленького села врывается новость: «У Падуна будут строить ГЭС! Будет новый город!» Никто в селе ещё не мог предположить, что это строительство станет гибельным для их маленькой родины. Газеты пестрят заголовками, Братск назван «стройкой века», на строительство города и ГЭС со всей страны съезжается молодёжь: кто-то в надежде на большие деньги, кто-то за романтикой. В СМИ их называют героями, им хотят подражать. А на селе Антоново это событие отразилось по-своему. Поначалу жизнь практически не менялась: та же работа в колхозе, те же семейные заботы. Но вот один за другим потянулись на стройку односельчане, в основном молодёжь. Но семья Чупиных уезжать не собиралась, хотели прожить на своей родине всю жизнь.

«Потом уже многие сами стали уезжать на строительство ГЭС. Кто на ГЭС ехал, тому паспорт давали. Но мы не собирались уезжать, уже родилась дочка Валентина. Стали получать зарплату, и муж мне купил тогда стиральную машину! Она у нас в доме стояла, я и не пользовалась ей, тогда ещё не знали, что такие и есть. К нам даже однажды учительница зашла и спрашивает: «Что это у вас за ящик стоит?», и на машину показывает. Даже учительница первый раз видела такую, а мне муж купил!

И тут опять несчастье: дом у нас загорелся. Я в поле была, и муж в поле был, ко мне бегут, кричат, что горит дом, я всё бросила, побежала, дети дома были! Прибежала, соседи говорят, что детей успели вынести, у соседей они, а это самое главное. Всё тогда сгорело. Я по селу ходила потом, собирала: кто что даст. Но и это пережили. Дом новый построили, а тут новое известие: переселяют нас! Сначала не поверили, не хотели уезжать, а кто нас спросил: уезжайте и всё!».(Чупина К.Ф.)

                 Дом семьи Чупиных

В архиве нами были изучены протоколы общих собраний жителей по исполнению закона о самообложении от 1961-1963 годов. В этих протоколах есть запись о том, что Чупин Фёдор Афанасьевич освобождается от налога16 по самообложению, вероятно, в связи с пожаром, о котором нам рассказала Клавдия Фёдоровна. Примечательно, что этот налог собирали на нужды села: «на строительство школы, на клуб (купить бильярд), покрасить пол в клубе» и т.д..

1955 год, 28 декабря. Для очистки ложа водохранилища Братской ГЭС создан комбинат «Братсклес» (Герасимов В.Ф. «Летописи Братска»)

1961 год, 26 июля. Началось наполнение Братского водохранилища. Только в Братском районе под перенос предназначалось 119 населённых пунктов, имеющих 15 180 строений и 5 703 усадьбы личных владельцев.  На это государство выделило 63 млн. рублей. 29 августа. Закончена эвакуация жителей старого Братска.

В газете «Огни Ангары» № 69 от 30 августа 1961 г. заметка М. Скубий «Конец старого Братска», где читаем восторженный отчёт «…сожжены остатки старых избушек в прежнем Братске, просуществовавшем около 300 лет. Все жители старого Братска переселены в новые посёлки. Пройдёт несколько дней, и место, где стояли старинные сибирские селения, навсегда скроется под волнами нового Братского моря».

Заголовки газет тех лет пестреют восторженными лозунгами. Все восхваляют новый город, гордятся тем, что они совершили, пишут отчёты, в которых, называются головокружительные цифры.  Но за страницами газет осталась правда о том, что не до конца очистили ложе Братского моря, и рапортовали том, чего на самом деле не было.17

Антоново тоже попало в зону затопления, но попало не на дно моря, а ближе к береговой зоне. До сих пор можно видеть часть острова. Дочь Клавдии Фёдоровны —  Валентина Александровна Петрова (Чупина) рассказала, что несколько лет назад специально ездила в те места, чтобы ещё раз взглянуть на свою родину, но сейчас видна только небольшая часть острова, безлесая равнина и всё.

А мы вернёмся к воспоминаниям Клавдии Фёдоровны: «Когда нам сообщили о выселении, первая мысль была о доме, о том, куда ехать, никаких новых посёлков, а тем более квартир никто нам  не предлагал, мы и дом не смогли перевезти, хотя он был новый совсем. Единственное, что успели перевезти, это могилки родителей. А жилья никакого не дали. Давали компенсации на покупку жилья только пенсионерам, а работающие не получали ничего. Отец мой был пенсионером, вот он и получил деньги, да сбережения добавили, на эти деньги мы купили дом в п.Гидростроитель, в котором и сейчас живу. Здесь и дети выросли мои, первого уж и нет в живых. А я всё живу…

А отец мой жил в Антоново до 1966 года, когда уже там и домов не осталось, уехал одним из последних, никак не мог проститься с родиной. Переехал, когда остров уже стала покрывать вода.

                              Чупины Клавдия Фёдоровна и Александр Яковлевич

Потом мы с мужем на завод пошли работать. Хорошо жили, пенсию заработали, детей вырастили. Я на свою жизнь не жалуюсь, и не в обиде ни на кого. Как прошла жизнь, так и ладно». 

Сын Клавдии Фёдоровны – Чупин Владимир

 

            Племянники Клавдии Фёдоровны

 

Брат Клавдии Фёдоровны с сыном

 

  Примечания:

  1. Архивный отдел администрации г.Братска. Фонд Р-33, опись 1, ед.хр.1., л.7.
  2. Там же, Фонд Р-33, опись 1, ед. хр.6, л.1, 3
  3. Там же, Фонд Р-33, опись 2, ед.хр.2, 5
  4. Там же, Фонд Р-33, опись 2, ед.хр.5, л.17
  5. Там же, Фонд Р-33, опись 2, ед.хр.3, л.3; ед.хр.1, л.9
  6. Там же, Фонд Р-33, опись 2, ед.хр.5, л.40
  7. Там же, Фонд Р-33, опись 2, ед.хр.5, л.7
  8. Там же, Фонд Р-33, опись 2, ед.хр.5, л.48
  9. Там же, Фонд Р-33,опись 2, ед.хр.5, л.3
  10. Там же, Фонд Р-33,опись 2, ед.хр.5, л.59
  11. Там же, Фонд Р-33,опись 2, ед.хр.6, л.27
  12. Там же, Фонд Р-33,опись 2, ед.хр.11, л.59
  13. Там же, Фонд Р-33,опись 2, ед.хр.11, л.5
  14. Там же, Фонд 33, опись 2, пох.кн.д.Антоново ,1957г.
  15. Там же, Фонд 33, опись 2
  16. Там же, Фонд 33, опись 1
  17. Газета «Огни Ангары», № 69 от 30.08.1961

В публикации использованы фотографии из семейного альбома Чупиных.

Список литературы:

  1. Герасимов В. Летопись Братска II часть. Иркутск. 1992.
  2. Гуртовой Ю.А. Логунов В.А. Борьба продолжается: сборник. Иркутск: Восточно-Сибирское книжное изд-во, 1982
  3. Данилов А.А. Косулина Л.Г. История России XX век. Учебник для 9 класса. М: «Просвещение» 2009.
  4. Левандовский А.А., Щетинов Ю.А. Россия в XX веке. Учебник для 10-11 класса. М: «Просвещение» 2002.
Уведомление о правах.
Данный материал является авторским, все права принадлежат сообществу «Старый Братск». При полном или частичном копировании материала ссылка на данную статью или сайт bratsk-starina.ru как авторов обязательна

4 комментарий на “Лазарев К. История деревни Антоново (по рассказам очевидца)

  1. п.Гидростроитель г.Братска, пенсДеревня Антоново была расположена на острове реки выше острова Матёра. 1 пропущено окончание 2-Матера, так местные называли

    • Спасибо, читатель, за замечания. Поправили написание деревни и техническую ошибку при переносе текста.

  2. Деревня Антоново располагалась на одном из островов на Ангаре, по естественному течению реки в низовье Ангары, она находилась ниже близ лежащих от нее деревень Матеры и Грихутки, составлявших между собой на Ангаре форму треугольника. Деревня Матера заимела свое названия от места своего расположения на Материке, на котором находилась, а не на острове, как говорится в представленном материале. Деревня Антоново хотя и была маленькой, но имела две улицы, завершавшиеся сгибом верхнего обрывистого края, уходящего в сторону деревенского кладбища, граничащего с полем колхозников. Дома двух первых улиц были расположены в сторону реки. Первоначально сельская школа долгое время до 1958г. занимала жилую избу репрессированной семьи Серышевых (Тихоновых). В связи с раскулачиванием в 30-х годах ни один житель деревни не покинул добровольно свою деревню, из деревни вынужденно выехали взрослые дети репрессированных семей, чьи избы были конфискованы, а это Огородниковы (Герасимовы) и Серышевы (Тихоновы), так же выехала семья погибшего Серышева Константина Ивановича, проживавшего в ту пору отдельно от приемных родителей Константина, выехали не без злорадствия некоторых отдельных лиц. И только в 1961 г. добровольно покинула деревню семья вдовы расстрелянного в 1938г. Огородникова Николая Федоровича. Народ деревни Антоново больше был сострадательным, поэтому крепкое клеймо «враг народа» или » бандитское отродье» как то ни к кому цепко не пристало, вражды между людьми не было, за исключением некоторых «вершителей судеб», которые и сами потом были уже не рады происходящему. Серышев Константин не приходился Чупиной Клавдии Федоровне дядей, он был ее односельчанином, его жена Пелагея была тетей ее будущего мужа Серышева Александра, сына повстанца Серышева Якова Афанасьевича (Осипова) с которым она стала в 1948 году вместе проживать в избе отданной Осиповыми, перенесенную ими на другое место и эта их изба по халатности соседки сгорела. Может в связи с этим Клавдия Федоровна решила, что над родом Серышевых лежит проклятие и настояла мужу взять ее девичью фамилию! И так Александр Яковлевич стал Чупиным. «Санька за Кланьку замуж вышел» говорила она. Затем эту семью поселили в избу Серышева Ивана Тихоновича (Ширяева-Тихонова) уже далеко не новую с почерневшими от времени бревнами, но за которую она так же как и все деревенские жители получила компенсацию за строения, которую выдавали всем не зависимо от пенсионного возраста, но которую могло не хватить на покупку дома в п. Гидростроителе и ей некоторую сумму добавил ее отец Федор Афанасьевич, другую часть денег он отдал своей старшей дочери, себе так ничего из жилого не приобретя, потом сожалел об этом. В те тяжелые тридцатые годы не грамотный народ мог пойти на поводу у сильных мира того. Мог ли неграмотный, плохо слышащий и видящий одним глазом Московских Афанасий собственноручно написать заявление на зажиточное крестьянство, срывавших план хлебопоставок?! Ведь кто то за ним стоял, назвав его комсомольцем ликвидатором! Людям хотелось жить и лишь бы как то защитить себя от арестов люди шли на любые ухищрения, перекладывая свою «вину» на остывшие плечи Серышева Константина Ивановича, т.о. сделав его ярым бандитом, не понимая того что перетряхивают их не за связь с бандитом Серышевым, а потому что они имеют хозяйство, которое в то время молодому государству было важно, и что бы не настроить народ против (себя) власти нужна была жесткая мотивация, и она властью была предоставлена в полном объеме. В связи с этим в старом Падуне на «Красной горке» сооруженная страшилка для подавления воли населения с надписью, что здесь захоронен бандит и его фамилия, имя, довлея на них, приносила свои результаты. «Мы его боялись даже мертвым и это место обходили стороной» из воспоминаний жительницы бывшего старого Падуна Дубровиной А.Н. 1928г.р. Сегодня как никогда народ должен понимать то, как создавалась история деревни Антоново.

  3. Простите, но фотографии надо подписывать правильно коль они размещены на всеобщее обозрение. На «железном коне» мотоцикле Чупин (Серышев) Александр Яковлевич, муж Клавдии Федоровны (с ее слов). Дети: первый слева ее младший сын Вова, он узнаваем на фото. На коленях у брата Клавдии Федоровны Григория Федоровича его (единственная) дочь Валя.