В день прощания с Валентином Григорьевичем, на поминальном обеде, режиссер-кино- документалист Сергей Мирошниченко в своем слове обратился к иркутянам. Смысл примерно таков: от вас земляков, теперь многое зависит. Как сумеете вы сохранить память о таком писателе…
Что значит помнить писателя? Это значит помнить то главное, ради чего он жил, — его книги. Но прежде их надо прочитать.
В скорбные мартовские дни в коротких газетных и телевизионных информациях, на радио и в Интернете чаще всего упоминались произведения, созданные Распутиным более 30 лет назад: «Уроки французского», «Прощание с Матерой»… Можно было подумать, что творчество выдающегося писателя современности не переступило рубежа 70-х годов минувшего века.
…Уже приходилось писать, и не раз, что Распутин последних десятилетий остается не прочитанным или прочитанным весьма ограниченно. Ни для кого не секрет, что в годы перестройки литераторами либерального направления писатель Распутин, имевший другие убеждения, был вынесен за скобки российского литературного процесса.
…Но прошло время. Имевшее место затуманивания умов стало понемногу рассеиваться. Имя Распутина постепенно вернулось на свое, никем не занятое место.
… Распутин не прошел мимо ни одной важной проблемы своего времени. Обо всем судил не с точки зрения чьих-то победивших мнений, а с точки зрения выработанных веками истин, а главное – следуя совести. Недаром его так и стали называть – совестью России.
Его перо было нераздельно слито с деятельностью. Он защищал Байкал словом и делом, боролся против поворота северных и сибирских рек, в своих ярких очерках воспел Сибирь и одновременно выразил протест против превращения ее в мировую колонию; с 80-х годов отстаивал русскую культуру, язык, образование – опять-таки словом и делом; два десятка лет был вдохновителем и организатором Дней Русской духовности и культуры «Сияние России» на Земле Иркутской; радел за сибирское село, как мог препятствовал разрушительным реформам в образовании. Прямо и открыто высказывал свое мнение о наболевшем с высоких трибун съездов –писательских, народных депутатов, Всемирного Русского Народного Собора, в беседах с журналистами. Все это опубликовано в периодике и книгах, все можно прочитать.
…Его прозрения, предупреждения не только не устаревают, они чаще догоняют нас, срываясь со страниц давних и недавних книг. «Пожар», отнесенный по ведомству публицистики, грозит превратиться в несгораемую эмблему постперестроечного времени: мы все горим и горим. Горит тайга вместе с деревнями, в городах горят торговые центры, клубы, дома престарелых… Да что там! Пожарище войны подошло к нашим границам, и сегодня никто не может сказать, когда оно будет потушено.
… «Всю жизнь я писал любовь к России», — скажет однажды Распутин, и нет причин услышать в его словах иное, чем любовь, и не увидеть письменное и деятельное тому подтверждение. И если это чувство кому-то неведомо и в других воспринимается как что-то лишнее и вредное, то это проблема самого индивидуума, которому просто не следует писать о том, что ему непостижимо.
Ну а тем, кто хотел бы понять Распутина, а вместе с ним наше время, надо просто прочитать его всего, и тогда откроется не только боль пережитых потерь, но и спасительность путей, на которые все еще робеет ступить многострадальное наше Отечество.
Семенова В. Прочитать всего Распутина. (Отрывок из очерка).
Источник: Журнал «Сибирь», 2015, № 2, стр. 126-128.