Святым зовут вообще все заветное, дорогое, связанное с истиной и с благом.
Святая отчизна. Святой долг. Слово свято.
Теплота рождается и проявляется от лучей солнечных, от трения, от сжатия и горения.
Теплота души, сердца, чувств. В.Даль
Две деревни на одном острове с чудными названиями — «Святино» и «Тепляшино». Кажется и люди здесь должны жить особенные. В Святино жили крестьяне с фамилиями Муратовы, Садовниковы, Дементьевы, Суриковы, Сывороткины, Черемисины, Ознобихины. Тоже в Тепляшино, так как эта деревня была выселком от Святино. Единственное отличие — в Святино было больше Садовниковых, а в Тепляшино – Дементьевых и Муратовых. Рядом находился остров Киреч или на Киречи (протока Киреч между островами), где была деревня Чупрово.
Деревня Святино или Святинская деревня образовалась в конце 17 или в начале 18 вв. В 1723 году на Святином острове уже было селение с 2 дворами. В них жило 2 крестьянина. Церкви своей не было. Жители были причислены сначала к Кежемской, а затем к Филипповской церкви.
Однообразную деревенскую жизнь несколько меняло прибытие в села политических ссыльных. Жили здесь участники польского восстания 1863-1864 годов — Станислав Станиславович Островский и Александр Викторович Хроновский. Дворянин Алескандр Викторович Хроновский венчался со Святинского селения девицей Марией Гавриловной Садовниковой 12 мая 1887 года. Когда на следующий год у них родилась дочь Агриппина, то крестным ее стал братский купец Михаил Алексеевич Самарин. Так фамилия Хроновского закрепилась на нашей земле; ее носители и сегодня живут в Братске.
Население было немногочисленно: в 1876 году в Святино жило 76 мужчин и 84 женщины (24 хозяйства); в Тепляшино — 11 мужчин и 9 женщин (7 хозяйств). В 1926 году в Святино 59 мужчин и 64 женщины (22 хозяйства) и в Тепляшино 63 мужчины и 51 женщина (21 хозяйство).
В 1901 году Святино и Тепляшино принадлежали к Филипповскому сельскому обществу Большемамырской волости. Святино располагалось в 36 км от волостного центра, 658 км до Иркутска. До школы в Филиппово — 8 км. До больницы, почты в Братске — 32 км. Тепляшино было западнее на километр.
В годы Советской власти в Святино, Тепляшино и Чупрово был создан колхоз «Ангарские шиверы» (1930-1953)[*].
Жены из Святина считались хорошими хозяйками. Поэтому, к примеру, братчанин Михаил Иванович Фрыгин ездил свататься в Святино к Пелагее Федоровне Садовниковой. Семья у нее была доброй: сестра Евдокия, братья — фронтовик Илья и колхозный бригадир Иннокентий. Рассказывали, что последний будил семью и соседей на работу игрой на балалайке. (Фрыгин П.М.).
Когда началась война, то на фронт были призваны и жители острова. В далеко неполном списке погибших уроженцев д.Тепляшино: Муратов Алексей Никитович, Муратов Валентин Николаевич, Муратов Василий Николаевич, Муратов Дмитрий Иванович, Муратов Иван Семенович, Муратов Константин Максимович, Муратов П.Т., Черемисин Михаил Ефимович. Погибала в основном молодежь, часто бездетная. Дементьева Агриппина Елизарьевна получила похоронку на сына Василия Ивановича Дементьева, автоматчика, погибшего в июле 1944 года в Львовской области. А Дементьева Екатерина Николаевна на сына Дмитрия,.1923 г.р., убитого в августе 1944 года в Литве.
В д.Святино погибли Дементьев Михаил Антонович, Садовников Иван Степанович, мл. сержант Садовников Михаил Федорович. Суриков Иван Леонидович погиб в Польше (на фронте с 1940 года, сержант ком. расчета ПТР 2 гв. истребительного противотанкового дивизиона 2 гв. КК, награжден медалью «За отвагу»). Пропали без вести Камнев Илья Федорович, Черемисин Василий Федорович и др.
В газете «Знамя коммунизма» дважды (27.08.1943 и 23.02.1945) за годы войны помещались заметки о смелости на фронте Калмыкова Леонида Александровича, который до войны был председателем ревизионной комиссии и редактором стенной газеты в колхозе «Ангарские шиверы». Согласно статье из фронтовой газеты «За Сталина» только в один день 1943 года Калмыков истребил 25 немецких солдат. Его боевой счет вырос до 85 врагов. Парторг, старшина роты Калмыков бил немцев под Смоленском, Витебском и Ленинградом, получил 6 ранений. Три – тяжелых. Особенно отличился в боях за освобождение Белоруссии; в районе г.Витебска из станкового пулемета подбил 4 автомашины, тянущих к немецким позициям пушки. Был награжден орденом Славы 3 степени, орденом Красной Звезды, медалями «За боевые заслуги» и «За отвагу». В колхозе работала его жена Мария Степановна с двумя сыновьями Дмитрием и Владимиром.
Садовников Гавриил Иванович, 1910 г.р., воевал с первых дней войны. Приказом по 480 гаубичному арт. полку Калининского фронта в декабре 1942 года был награжден медалью «За отвагу» (из документа «был уничтожен ДЗОТ со ст. пулеметом и прислугой противника и в д.Первомайское разбит блиндаж, в котором был установлен станковый пулемет врага»). В 1944 году после ранения у него отрезали ногу. Боли мучили его много лет. Умер в Братске в 1996 году. (Пнева М.Г.)
После ухода мужчин на фронт женщины, подростки, старики взяли на себя основную тяжесть выполнения плана по хлебопоставкам. Местная газета писала о том, что «На трудовую вахту в честь 27 годовщины Октября 15 сентября Поля Садовникова связала 1344 снопа. Больше ее в колхозе «Ангарские шиверы» д.Святино никто не вяжет». «На доске Почета передовиков соцсоревнования Братского района Садовников Иван Степанович. За 17 рабочих дней в мае заработал 38 трудодней, выполнив при этом дневные нормы на севе на 130-150%.» (1942 г.) .
А были еще планы по добычи рыбы, мяса и т.д. В газете 1943 года называют лучших рыбаков колхоза. Все женщины. Нина Михайловна Муратова сдала 841 кг рыбы, Екатерина Ивановна Чуфистова -706 кг, Анисья Федоровна Ленинградская за один месяц выловила и сдала 630 кг. Названы также Татьяна Алексеевна Дорофеева, Анна Дмитриевна Муратова, Мария Дмитриевна Муратова, Мария Елизаровна Чупрова.
Война обезлюдила деревню. Перед переселением (по состоянию на 01.01.1954 г.) в д. Святино Лучихинского сельсовета проживало 34 человека, в Тепляшино — 120 человек.
[*] Более поздние названия — им. Хрущева (1953-1957) и «Путь Ильича» (1957-1959).