Андреева Л.В. Школы Братска. Начало.

С  благодарностью Сергею Приловскому за предоставленные материалы. 

В середине XIX века село Братск стало меняться, в нем появились  образованные люди – народные учителя, благодаря которым значительно выросло число грамотных братчан.  На это повлияла близость Николаевского завода и изменение условий жизни.  «Прежде крестьяне охотно учили своих детей грамоте у домашних учителей; ныне недостаток в средствах не дает к тому возможности. Научить своих детей грамоте все-таки составляет искреннее желание крестьян» — писали в иркутской газете «Сибирь» о братчанах.

По школьному уставу 1828 г. для детей низших сословий предполагалось создание одноклассных приходских училищ, где изучались четыре правила арифметики, чтение, письмо и Закон Божий.  Такое низшее церковно-приходское училище было основано в Братске 25 июня 1850 года. Поначалу располагалось оно в небольшом, холодном доме, где нужно было провести капитальный ремонт. В школе не было самого необходимого; вместо школьной доски 16 первых учеников писали на песке. На содержание училища сельское общество отпускало по 298 руб. в год, из них учителю (Фокину, а затем Ивану Семеновичу Козлову) — 150 руб., Законоучителю[1] —  48, а остальные 100 руб. на всякие другие нужды.

 1856 году в Братске появился новый учитель Иннокентий Иннокентьевич  Воротников, ранее обучавшийся в Иркутской духовной семинарии. Семинария давала молодым сибирякам лучшее, по тем временам, образование и обеспечивала наши края не только священниками, но и учителями. Ровинский И.А., посетивший училище в 1871 году, одобрительно отозвался о Воротникове и о Братской школе, «где учатся до 30 человек мальчиков. Учитель, молодой еще человек, но уже давно начавший свою профессию и занимающийся ею с толком. Приятно было видеть, что ученики его отвечают на вопросы свободно и со смыслом, видно, что он не держится метода долбления и старается возбудить в учениках самостоятельность».

В 1874 году Иннокентий Иннокентьевич перешел на службу писарем в волостное правление, но сохранил связь со школой, находясь с новым учителем Василием Стефановичем Маньковым в дружеских отношениях и даже в духовном родстве. [Когда в 1877 году у учителя Манькова и жены его Анисьи Дмитриевны (урожд. Поповой) родился сын Мефодий, то крестным ребенка  стал И. И. Воротников].

Маньков преподавал уже в новом здании церковно-приходского училища, которое в 1873 году построил и пожертвовал обществу местный купец Семен Яковлевич Карнаухов. Одноэтажное здание училища стояло в центре села, напротив церковной паперти.

Маньков и Воротников положили начало в Братске доброму начинанию, о котором сообщалось в иркутской газете «Сибирь» 1886 года. В 1875-1876 годах они  пожертвовали в библиотеку при волостном правлении 69 экземпляров разных книг. Далее сообщалось, что за это «десятилетие, из которых лет 7 библиотекой заведует Пащинский, употреблено в библиотеку 1217 руб. 35 коп., из чего на выписку журналов и книг 945 руб. 31 коп. и на переплет книг и прочие расходы 272 руб.4 коп. … В настоящее время в библиотеке находится книг: научных 90 изданий из 102 томов, беллетристических 93 издания 120 томов, разных журналов и периодических изданий 59 изданий 342 тома. Всего 242 издания из 565 томов. Кроме того, много газет за десятилетие». Оказывается, в Братске при волостном правлении долгое время существовала библиотека.

Одновременно в Братске существовала библиотека при училище. Иркутские епархиальные ведомости писали о посещении епископом Вениамином в 1875 году братского училища и о дарении им книг в библиотеку училища. К 1900 году библиотека эта насчитывала 2166 тома учебников, учебных пособий, книг для учителей и учеников.

Нельзя не указать на то, что местные власти в то время помогали делу народного просвещения. В частности, исправник, а затем крестьянский начальник Илья Степанович Харченко в 1896 году расширил училище пристройкой и провел капитальный ремонт школы. Он же перевез  библиотеку Николаевского завода (по договоренности с управляющим завода) для устройства в Братске народной читальни. Это была уже третья библиотека в Братске. А сколько книг хранилось в домах состоятельных братчан, трудно себе представить. О богатстве их можно судить по библиотеке учителя М.Е. Карпова, отдельные издания которой сохранились. [Большинство же книг его библиотеки не удалось перевезти в период переселения из старого Братска].

…И еще одного братского учителя нужно упомянуть.  Это Владимир Николаевич Чумаков. Известно, что он  учил мальчиков в школе в 1881-1887 годах. Краткие сведения о нем оставил В.И. Вагин, посетивший Братск в 1886 году. Он писал: «Учитель — приезжий из Московской губернии; я еще на пристани видел его синюю фуражку с кокардой. Он получает жалование 420  рублей. Учит уже 8 лет». Владимир Николаевич учил только мальчиков. Для девочек в 1884 году открыли  новую церковно-приходскую школу – женскую.  Дочери священника Александра Каллистова Юлия и Александра, выпускницы Иркутского училища девиц духовного ведомства, стали ее первыми учителями.

Нельзя ни указать на важное событие, произошедшее 14 сентября 1889 года. В здании Братского училища в присутствии должностных лиц, родителей торжественно открыли 2-ой класс. Благодаря этому значительно выросло число образованных братчан. Хотя и до этого преобразования училище уже выпустило 100 учеников. В сентябре же 1889 года при открытии 2 класса в нем числилось 32 ученика; семеро из них  были зачислены во 2 класс. В первом  классе срок обучения был  3 года. Учителем в нем был Нестор Васильевич Котлов. Во втором классе обучались два года. Некоторых  учеников 2 класса  учитель Ф. Городенков (зав. училищем) стал готовить для поступления в Иркутскую учительскую семинарию, открытую в 1872 году.

Позднее братских детей обучали Попов Иван Дмитриевич (был женат на дочери братского священника — учительнице Александре Каллистовой), учитель по фамилии Ерденко (1899 год), Сидоров Иван Степанович, Ивальский Иннокентий Петрович.

Тогда, во второй половине  XIX века в России формировалась новая социальная группа – интеллигенция. Она была представлена выходцами из разных социальных слоев. В том числе и из крестьянства. Это видно, в частности,  на примере Братска.

Уже  в  начале ХХ века среди братских учителей преобладали  местные уроженцы – выпускники Братского 2-х классного училища и Иркутской учительской семинарии.  С 1 сентября 1900 года учителем 1-го класса значился Иван Яковлевич Вдовин, в 1902 году он уже стал заведующим. Вдовин обучил и направил в Иркутскую семинарию Михаила Ефимовича Карпова, который в 1908 году окончил Братское училище. В  сентябре 1912 года он стал учителем 1 класса Братского училища, а в 1916 году после призыва Вдовина, по мобилизации в армию, заведующим.

Так что, к 1913 году, к моменту создания Братского отдела «Общества изучения Сибири и улучшения ее быта» в селе были и библиотеки, и школа, и группа грамотных, читающих братчан. Несомненно, многие из них интересовались легендарным прошлым Братска. Поэтому главным делом вновь созданного общества была организация в Братске музея. В комитет отдела в 1916 году входили: мировой судья П. В.Лебедев, врач А.Ф. Шрейбер, священник Л.М. Малышев, волостной писарь И.И. Ознобихин, крестьянин Я.Н. Юрин. Членами ревизионной комиссии были А.Л. Ясинский, лесничий Н.С. Баженов, фельдшер Д.И. Евграфов. Роль М.Е. Карпова в деле изучения прошлого Братска возросла позднее. Что же касается Рябикова, то он из Братска он уехал в 1914 году и в документах его вклад в музейное дело Братска не прослеживается.

Таким образом, результатом образовательной деятельности нескольких поколений братчан стала запись о.Леонида Малышева в «Летописи Богоявленской церкви»: «в приходе среди молодого поколения процент неграмотных незначительный».

 

[1] Законоучитель — священник, который преподавал Закон Божий, в данном случае — Иннокентий Фирсович Зырянов.

Продолжение следует….

© Андреева 2018

2 комментарий на “Андреева Л.В. Школы Братска. Начало.

  1. Здание на первом снимке не горело. Оно так и простояло до 1961 года в Братске, до очистки места под затопление… Школа, построенная купцом Карнауховым находилась дальше, наискосок от Юго-Западной башни бывшего острога. На втором снимке (групповом) его, правда не видно, но оно было за спинами учеников с правой стороны…

  2. Прошу прощения. Сейчас только разглядел, что группа расположилась на церковном погосте (между башнями острога). Сзади слева видна Северо-Западная Башня, поэтому справа за спинами группы находилось церковное крыльцо… Определил, по видимому окну на восточной стене башни, заложенному обрезками брёвен…

Оставить комментарий