Вторушина Н. Один «Охотник» на две деревни. Часть I. Кузнецовка

История и география «породнили» два соседних поселения на реке Вихорева: Кузнецовку и Анзёбу. Находясь на северо-западной окраине Братской волости вдалеке от ангарских поселений, они, тем не менее, сыграли определенную роль в развитии таежного края.

Кузнецовка. В разных источниках именуется как: заимка Кузнецова; выселок (деревня) Кузнецово-Вихорево(а), Кузнецово-Вихоря, Вихоревская Кузнецова; село Кузнецово, Кузнецовка.

Самую раннюю дату упоминания заимки Кузнецова – 1863 год, называет В.Ф. Герасимов, но, к сожалению, источник не указывает.1

Следующий документ для исследования даты основания Кузнецовки — Список населенных мест Сибирского края, том 2 — «Округа Северо-Восточной Сибири», изданного в Новосибирске в 1929 году.2 Источником для составления Списка послужили данные Всесоюзной демографической переписи 1926 года.

В числе  населенных пунктов Братского района Тулунского округа — деревня Кузнецова-Вихорева на речке Вихорева. Год возникновения – 1892, число хозяйств -11, население  — 60 человек (мужчин — 30, женщин – 30). До окружного центра (Тулун) — 255 км, до районного центра (в том числе: до почты, торгового рынка, лечебного учреждения и школы) – 48 км.

Точная дата образования поселения пока не установлена, но можно утверждать, что в 1871 году о Кузнецовке уже знали. Об этом свидетельствует карта Иркутской губернии, где нанесено поселение Вихоревская (Кузнецово) на реке Вихорева. Правда, на карте смещено местоположение реки Вихорева и самого поселения, но география узнаваема. (Не путать с Усть-Вихорево, эта деревня также отмечена на этой же карте в месте устья р.Вихорева).

Карта является листом из «Подробного атласа Российской империи с планами главных городов».3 Атлас содержит географические карты российских губерний, краев и областей с планами губернских центров. Карты атласа являлись долгое время самыми точными и подробными картами губерний Российской империи. Во второй половине XIX века атлас был единственным крупным изданием подобного рода на русском языке.

Таким образом, эту карту 1871 года пока можно считать одним из ранних документальных источников,   подтверждающих факт существования и именования будущей Кунецовки.

Чем же скромный выселок мог привлечь картографов в конце 19 века? Рассмотрим две версии:

1.Предположим, что Вихоревская (Кузнецова) была важна для составителей карты как транзитный пункт для ходоков и переселенцев на путевом сообщении из Чуно-Ангарского края в направлении Николаевского завода, Николаевской слободы и села Братск-Острожный. Напомню, что строительство Николаевского завода началось в 1845  году.

Подтверждением этому может служить еще один документальный источник – План землепользования гражданами деревни Кузнецово-Вихорева 1925 года, выполненный Ю.Волком, землемером Губернского Земельного управления. На Плане имеется обозначение полевых дорог, проходящих через деревню: на запад – в сторону Чуны; на северо-восток – в сторону «Андзебы»; на  юго-восток – в сторону Николаевского завода.4

Отчасти это предположение поддерживается упоминанием постоялого двора в исторической справке школьного музея Кузнецовки: «Старожилы рассказывают, что у нас в деревне сохранился ещё один дом, который ранее служил Постоялым двором, местом, где отдыхали путники после долгого пути, меняли коней..». Имеется фотография этого дома с указанием, что в нем впоследствии поселились Метляевы.5

Из этой же справки узнаем еще одну версию о дате образования поселения – 1911 год. В частности, в ней сообщается, что первые строения были срублены «казаками из отряда Кузнецово». Документального подтверждения этому также пока не найдено. Но имеется свидетельство в пользу этого факта – запись в метрической книге Братско-Острожной Богоявленской церкви за 1923 год о рождении дочери Зинаиды у гражданина выселка Кузнецово-Вихорево Сергея Семеновича Степановича Кузнецова и законной жены его Дарьи Ефимовны.6  Не его ли предок был первопоселенцем?

2.Глухие места водораздела Чуна-Ангара были привлекательны для охоты жителей окрестных братских поселений, в том числе, рабочих с Николаевского завода. Известно, что в Кузнецовке находилась зимовье рабочего завода Камнева А.В., в последующем ставшего жителем этой деревни. На запад в сторону чунской тайги ходили охотиться мужики из Долоново, Долгого луга, о чем свидетельствует охотничий рассказ В.Ангарского.7 В том же направлении находились охотничьи деляны Каканова С.А., Большешапова П.И., Большешапова Г.А. — кузнецовских старожилов.  О местах охоты своего деда С.А. Каканова рассказал Камнев С.А. и на карте показал место зимовья (западнее нынешней Вихоревки).

В свою очередь, с запада в сторону Братска шли охотиться «чунари».8 Об этом можно прочитать в книжке известного ученого-геолога Одинцова М.М.: «…На охоту отправлялись частью в Восточно-Саянские горы за сотни километров, а часть ближе – в сторону Братска. На Братск по рекам Чукше и Вихоревой шла конная тропа – летом для передвижения верхом, зимой на санях». Далее автором сказано следующее: «…этот богатый по своей природе край жил ожиданием – только дороги могли пробудить его к новой жизни».9

Подтверждение имеющихся путей сообщения в дореволюционный период через Кузнецовку удалось найти на карте Иркутской губернии 1891 года.10

На полевой дороге со стороны Чуны стрелкой  указано место пересечения р.Вихорева, где в настоящее время находится Кузнецовка.

На Схематической карте отграниченных визирами лесов местного значения Братского района 1937 года11 обозначена та же дорога: Долонова — Малая Речка – Николаевский завод — с.Кузнецова. По воспоминаниям Большешаповой А.Д., бывшей жительницы Кузнецовки, по этой дороге направлялись долголугские и долоновские колхозники на покос в пойму р.Вихорева западнее Кузнецовки.

Предлагаю читателю несколько дорожных зарисовок из записок 1886 года Вагина В.И.12 по маршруту: Долоново – Николаевский завод – Братский острог – Долоново.

«Из Долоновки ведут в завод две дороги: одна, в десять вёрст, называется заседательской; другая, в 16 вёрст, заводской или воровской. Мы ехали по заседательской. На ней был прежде  мост через Долоновку,.. Но обыкновенно, если речка не разлилась, переезжают её вброд; так переехали и мы. Дорога в завод отлично устроена; она идёт частию лесом, частию пашнями и лугами; виды довольно весёлые, гор нет… При самом въезде в завод, по обеим сторонам дороги лежит болото… На половине пути от Слободки к заводу, то есть в полуверсте от него, начинается прекрасное шоссе из шлаку; оно сделано недавно во избежание прежнего неудобного пути по косогору».

«Дорога от завода до Братского очень живописна… От завода до Братского 28 верст; дорога очень гориста: беспрестанные «тянигусы» (длинный незаметный подъём); очень высоких гор нет, но есть довольно длинные или довольно крутые подъёмы и спуски. Смотришь – вдали как-будто высокая зелёная стена загораживает дорогу; подъезжаешь ближе и начинается подъём. Вот уж подлинно, с горки на горку! Дорогу пересекают две речки: Малая и Дунай… Дорога между Братском и Долоновкой расчищена; по обеим сторонам её проведены канавы – только некоторые из них упираются в гору; стоят верстовые столбы; словом, маленький почтовый тракт. Тем не менее, под самым Братском можно душу вытрясти».

«На этот раз мы ехали в Долонову по другой, «воровской» дороге. Преимущество этой дороги перед прежнею – то, что здесь не нужно переезжать через р.Долоновку. Воровской она названа потому, что во время казенного управления по ней возили краденое из завода железо. Рядом с этой дорогой идёт заводская рельсовая дорога (рельсы деревянные), по которой перевозятся в Долонову заводские изделия. Местность ровная – лес и поля».

Вывод: Кузнецовское поселение появилось во второй половине 19 века на путевом сообщении от границ Енисейской губернии в западном направлении, выполняя роль постоялого двора.

…В годы Советской власти у выселка Кузнецово-Вихорево, а затем у села Кузнецовка появилось еще одно важное предназначение – «приют» переселенцев.

Продолжение следует…

Примечания:

1.Герасимов В. Братский район: от «А» до «Я». //ВОСемь «Я». – 2003. — № 6. – С.6. 

2.Список населенных мест Сибирского края. Том 2: Округа Северо-Восточной Сибири. — Новосибирск, 1929. — С. 856.

3.Подробный атлас Российской империи с планами главных городов. — С.-П.: Издание картографического заведения А.Ильина, 1871. — 70 карт.

4.БГОМ, фонд 33-1-95. План Иркутской губ. Тулунского уез. Братской вол. землепользования гр.деревни Кузнецово-Вихорева отведенного согласно постановления Тулуновского Уземсовещания от 26 августа 1925 года за № 491 землемером ГЗУ Волк в 1925 году.

5.Из фондов музея средней школы пос.Кузнецовка.

6.ОГКУ ГАИО, Фонд 50, опись 9, т.2, ед.хр.2016.

7.В.Ангарский. Трагедия в тайге. /Рукопись/. — 18 стр.

8.Название жителей определённой местности, соотнесённое с топонимом.

9.Одинцов М.М. По Восточной Сибири в геологических партиях. (Из записок сибирского геолога). – Иркутск, Вост.-Сиб. Изд-во, 1981. — С.40.

10.Сборник документов о жизни и деятельности В.И. Вагина – публициста, историка, члена ВСОРГО. – Иркутск, Оттиск, 2014. — С.54.

11.Архивный отдел администрации г.Братска. Фонд Р-1, опись 1, ед.хр. 75.

12.Сборник документов о жизни и деятельности В.И. Вагина – публициста, историка, члена ВСОРГО. – Иркутск, Оттиск, 2014. — С. 62, 140, 160.

 

Уведомление о правах.
Данный материал является авторским, все права принадлежат сообществу «Старый Братск». При полном или частичном копировании материала ссылка на данную статью или сайт bratsk-starina.ru как авторов обязательна

4 комментарий на “Вторушина Н. Один «Охотник» на две деревни. Часть I. Кузнецовка

  1. Не могли царские картографы так ошибаться насчёт местоположения, имхо.
    Плюс к этому указано расстояние от той Кузнецовки до Тулуна 255 км.
    Не секрет, от нынешнего Братска до Тулуна 219 км, соответственно от Кузнецовки менее двухсот километров.

    • Спасибо за отклик. У меня тоже есть сомнения относительно местоположения Кузнецовки на приведенной карте 1871 г., но название поселения повторяется на картах с такими же координатами в последующие годы: карта путешествия Цесаревича 1891 г., карта Иркутской Епархии 1910 г. Важно, что Кузнецовка в те времена уже была известна.
      Указанное на картах место, по моему мнению, больше подходит поселению Бурнинская Вихоря. А расстояние Кузнецовка-Тулун до затопления и после, конечно, разное, сейчас оно короче. Исследование темы продолжается, информация будет уточняться, дополняться, в том числе, с помощью читателей. С уважением, Н.Вторушина

  2. По поводу расстояния до Тулуна: раньше Московский тракт проходил в другом месте, через Добчур. Поэтому и расстояние было больше.

  3. Интересно увидеть в статье фрагмент исследовательской работы, которую писала еще будучи школьницей.

Оставить комментарий