Муда Ю.А. Реконструкция кремневого замка пищали 17 века

В статье представлены материалы по исследованию элементов кремневого замка пищали, случайно найденных в ходе земляных работ жителями деревни Леоново Братского района в 2006 году.

В археологии «случайной находкой», как правило, называют предмет, найденный вне закрытого комплекса или вне культурного слоя. Случайные находки, особенно если неизвестно их точное местонахождение, не являются памятниками археологии. Они вырваны из контекста, часть информации, связанной с ними, утрачена навсегда. Но как археологический научный источник, представляющий собой осколок древней культуры, случайные находки имеют бесспорную ценность, и введение этих материалов в научный оборот абсолютно необходимо.

Данные исследования позволяют атрибутировать принадлежность данных элементов к кремневому замку русского типа XVII в., полные аналоги которого известны среди музейных собраний. Элементы замка могли принадлежать оружию служилых или промышленных людей Братского острога XVII-начала XVIII вв.

Огнестрельное оружие в XVII в. стало главной частью вооружение войск России и всех европейских государств. Тактические приемы ведения войны основывались на том, чтобы дать возможность войскам наиболее эффективно использовать «огненный бой».

Прежде, чем рассматривать огнестрельное оружие, применявшееся русскими в Сибири, рассмотрим оружие войск в европейской части России, которая служила базой обеспечения «сибирских» служилых людей. Кроме того, сравнение вооруженности служилых людей различных родов войск в центре и на восточной периферии поможет определить местную специфику в их вооружении.

В XVII в. во всех категориях войск Российского государства стало массово применяться ручное огнестрельное оружие: пищаль, мушкет, карабин, винтовка и пистолет. Значительная его часть была отечественного производства. Мастера-оружейники – кузнецы, ствольники. замочники. пильники, станочные мастера и плотники – сосредоточились в Москве, куда вызывались со всей округи. В Москве в середине XVII в. было 450 штатных мастеровых, производящих вооружение. В Туле, ставшей вторым по значимости центром производства оружия, в 1642 г. было 152 самопальника. В период с 1647 по 1665 г. из Ствольного приказа в полки было отправлено 31464 мушкета, 5317 карабинов, 4279 пар пистолетов, кроме того, в приказе оставалось 10076 мушкетов и 12998 стволов. На заводах Кашинского уезда – Ведменском, Соломыковском, Ченцовском, Елкинском также производились десятки тысяч стволов.

Оружейный приказ, являясь своеобразной школой мастеров, рассылал по провинциальным городам оружейные замки установленного типа для производства аналогичных механизмов на местах. Это было шагом к унификации оружейного производства в стране. Кроме стандартных образцов производились двуствольные, казнозарядные и комбинированные образцы ружей и пистолетов.

Русское оружие широко использовало искровые механизмы воспламенения – кремневые замки. Преимущественно использовались замки русского, голландского, карельского (вариант скандинавского) типа и замки смешанного типа, на основе усовершенствования и модификации классических моделей, а также английские, шотландские, шведские и средиземноморские воспламенительные механизмы, в том числе и колесцовые. [Багрин, 2013, с. 80-81].

С приходом русских и освоения ими новых территорий Сибири, начались поставки огнестрельного оружия. Снабжение пищалями в основном осуществлялось из Москвы. Партии оружия везли в Тобольск, затем Енисейск, откуда по Ангаре оружие рассылалось далее вместе с боезапасом к нему. Так шло укомплектование острогов и слобод Оружейным приказом.

Пищаль – ружье среднего калибра с кремниевым замком русского типа, наиболее употребляемое в среде служилых людей. В письменных источниках чаще всего употребление пищали связано с информацией о боях и потерях. Встречаются упоминания о пищалях среди утраченного оружия, а также в документах при описании уголовных дел, различных бытовых эпизодов перечня имущества служилых. [Багрин, 2013, с. 84].

Пищали использовали практически все категории русского неслужилого населения Сибири и Дальнего Востока. Быт первопроходцев всегда был связан с опасностью, поэтому вооружение всех слоев населения считалось нормой.

В XVII в. на территории Иркутской губернии пищали с кремневым замком русского типа были самыми распространенными. Существуют документы, подтверждающие это.

Например, на несколько описанных ружей Иркутских служилых людей упомянут только один замок скандинавского типа: «…две пищали гладких держаных замки русские, 4 пищали гладкие новые, ложи яблонные, замки русские, клейма у казны под золото насеканы добро… пищаль гладкая, лож яблонная, замок шкотской, у казны у спуска на казне насекано серебром». [Багрин, 2013, с. 85].

Служилые люди в Сибири располагали целым комплексом ручного огнестрельного оружия, несмотря на свою удаленность от центра государства. Пищаль оказалась предпочтительным и распространенным видом огнестрельного оружия по причине того, что имела ударно-кремневый замок, идеально подходивший для условий высокой влажности Сибири. Широкое использование пищалей с кремниевым замком являлось отличительной чертой русского служилого сословия в Сибири в XVII в.

В качестве примера приведем сведения по наличию ручного огнестрельного холодного оружия, пороховых и свинцовых запасов в Енисейском уезде (в том числе, по Братскому острогу) в 1682 г. [Барахович, 2016, с. 124].

Населенный пункт Холодное оружие Ручное огнестрельное оружие Запасы пороха (ручного и пушечного) Запасы свинца
Нижний Братский острог 31 пищаль ручная с замками 5,5 пудов 1, 25 пудов

Конструкция классического русского замка была впервые описана Н. В. Гордеевым в 1954 году, тем не менее название этой конструкции «русский замок» впервые дал Е. В. Мышковский в 1965 году. В том же году Л. И. Тарасюк назвал эту схему ружейной разновидностью русского замка.

Конструктивные особенности русского замка – внешняя боевая пружина, действующая на носок курка сверху вниз; огниво, составляющее одну деталь с крышкой пороховой полки, а также шептало, выходящее на поверхность замочной доски за курком и удерживающее его пятку в положении взвода. Важнейшая деталь, отличающая русский замок от прочих искровых, — вторая крышка пороховой полки, подвижно закрепленная на вертикальной оси, отводящаяся в сторону перед выстрелом. Явное наследие фитильного замка, это крышка полки при опущенном огниве выполняла функцию предохранителя при случайном спуске курка. Подобный русский замок установлен на пищали из Оружейной палаты со стволом работы Никифора Кобелева, на замке выбито клеймо «ИВАН». [Чубинский, 2014, с. 409-410]. Рис. 1.

Элементы замка огнестрельного оружия, были случайно обнаружены при проведении работ по выборке и просеиванию чернозема жителями деревни Леоново Братского района в 2006 году.

Выборка чернозема проводилась на месте бывшей деревни Ербинской. Найдено было три элемента кремневого замка, предположительно относящихся к кремневому замку русского типа с предохранителем курка.  Находки хорошо сохранились: боевая пружина, стержень-крючок предохранителя курка и элемент пороховой полки в виде рыбки. Рис. 2.

Предполагается, что данные элементы хранились в разобранном виде, то есть были сняты с замочной доски. Можно только предположить о принадлежности данного оружия какому-либо служилому. К концу XVII в. енисейские казаки становились постоянным населением новоприобретенных земель. В 1694 году по Братской службе числится 25 человек, в 1698 – 43 [Барахович, 2016, с. 54].

В частности, среди жителей деревни Ербинской числился отставной служилый Григорий Брянской, который входил в реестр Братских служилых людей. В 1722 году Григорий Брянской участвовал в переписи населения и прикладывал руку к сказкам крестьян из Ербинской заимки. В дальнейшем по сохранившимся источникам установлено, что он стал жителем деревни [РГАДА. Ф. 494. Оп. 1. Ед. хр. 160. Л. 84].

Пищали ручные, самопалы, бердыши, копья выдавались служилым людям из казны за «крепкими поруками». Свинец и порох также полагались казенными. Оружие, получаемое служилыми людьми, нередко было в плохом состоянии. [Леонтьева, 2012, с. 67].

При оставлении службы служилые люди должны были сдавать государственное оружие. Но за много лет службы оно так «приживалось» к хозяевам, что этот порядок не исполнялся. При утере оружия или при приведении его в негодность служилые должны были восстанавливать свою боеспособность за свой счет. [Багрин, 2012, с. 91].

Ниже представлена схема кремневого замка русского типа с предохранителем курка. Рис. 3.

В 2023 году автором была проделана работа по частичной реконструкции кремневого замка с элементами, найденными на месте бывшей деревни Ербинской.

Последующая реконструкция части замка демонстрирует расположение найденных элементов на замочной доске пищали, которые указывают на характерное оформление деталей русского кремневого замка, предположительно относящемуся к оружию XVII в. Рис. 4.

На сегодняшний день из-за ограниченности объема раскопок и малой информативности по теме огнестрельного оружия XVII в. в Сибири не сформулированы должным образом проблемы его изучения, а также некоторые аспекты его бытования, которые вообще не рассматривались.

Использованные источники:

Багрин Е. А. Военное дело русских на восточном пограничье России в XVII в.: тактика и вооружение служилых людей в Прибайкалье, Забайкалье и Приамурье. – СПб.: Нестор-История, 2013. – 288 с. С илл.

Барахович П. Н. Служилое население Центральной Сибири в XVII столетии (Енисейский и Красноярский уезды). – Иркутск, Ирк. гос. ун-т. – 2016. – 438 с.

Леонтьева Г. А. Служилые люди в Восточной Сибири во второй половине XVII – первой четверти XVIII вв. (по материалам Иркутского и Нерчинского уездов). М.: Типография МГУ, 2012. – 321 с.

РГАДА. Ф. 494. Оп. 1. Ед. хр. 160. Л. 1-100. Список жителей населенных пунктов Илимского уезда. Перепись князя Сонцова-Засекина». 1723 г.

Уведомление о правах.
Данный материал является авторским, все права принадлежат сообществу «Старый Братск». При полном или частичном копировании материала ссылка на данную статью или сайт bratsk-starina.ru как авторов обязательна

Оставить комментарий