Виноградов Г.С. Детский народный календарь: Наконец зима

Продолжаем публиковать отрывки из очерков по детской этнографии, составленный автором из материалов, собранных в селах и деревнях Тулунского (бывшего Нижнудинского) уезда Иркутской губернии.

Зимние игры и забавы заметно отличаются от летних. Далеко от дому ребята не забираются, проводят время на улице и во дворах. Облежится снег, установится зимняя дорога – ребята обзаводятся санками или лотками.

Гоношат «каки-нибудь некорысны» коньки, употребляя все свое умение, и катаются целыми днями. Играют в большей частью в формальные игры: «ключку», «говяш» и т. д. Делают катушку. Играют в снежки или просто толкают друг друга  в снег, стараясь получить лучший отпечаток на снегу, закапывают друг друга в снег. катают друг друга на санках по очереди, возят младших.

Девочки проводят время больше дома: играют в куклы, устраивают им дома, укачивают их и поют:

Вот увидели кота

Два солдата из окна.

Оне хлопнули окном,

Побежали за котом.

Кот от видит, что беда,

Ему деться некуда.

Он к Маше под кровать.

Маша ходит – уныват,

Да котишку закрыват…

Играют в камешки. Рассказывают сказки, продолжаются сказки-импровизации. Собираются вечерами около огонька (около топящейся печки, горящей лучины или лампы) шутки шутить, сказки сказывать, петь песни…

Ребята делают «балалайки» из доски, натягивая на нее «суровые нитки», играют и напевают:

Трымка, трымка, балалайка,

Не моя жена Паранька.

Моя – Настенька

Распузатенька.

По печурке лазила,

Титьки сажей мазала…

Иногда устраиваются своеобразные концерты, в которых роль барабанов выполняет заслонка (от печи), а другие музыкальные инструменты заменяют гребешками. Если нет гребней – лучинками. «Наяриваются» плясовые мотивы. Мелодия плясовой песенки несложна. В этих концертах даже маленькие ребятишки выказывают умение «подгалашивать» (вторить).

Под такую музыку находятся желающие плясать. Танец маленьких ребят очень прост: они или подпрыгивают, или, переминаясь с ноги на ногу, речетативом повторяют песенку-импровизацию:

Тятьке, мамке не скажу,

Что жениться я хочу.

Ребятишки постарше умеют плясать «казачка», «русского». Некоторые девчурки знают «кадрель».

Танцам ребята учатся обыкновенно во время гулянок взрослых, а затем, в большой тайне от них, они упражняются наедине. Чтобы научиться плясать, нужно одной плясать – или в черной бане или во хлеве. Когда в хлеве пляшешь, то нужно петь:

Дедушка сарай,

Научи меня плясать.

Здесь никто меня не видит,

Одни овцы глядят.

Вдвоем нельзя плясать, а то толку не будет.

Декабрь.

Перед наступлением святок, примерно после Спиридона Солноворота (12 декабря), дети объединяются в немногочисленные артели «христославов» или славельщиков. Собираются в избе, в зимовье или в бане у кого-нибудь из участников артели, спеваются. С наступлением праздника с раннего утра, как только в церкви на утрени запоют тропарь праздника, ребята бегут «христославить». Придут в избу, спросят, можно ли Христа прославить, и  поют известную рождественскую песню. Отдельные места ее неграмотные ребята переиначивают.

Были мы в городе,

Видели чудо великое!

Ангелы запели,

Апостолы загремели.

Мы этого чуда испугались,

До вашего дому едва добрались.

Подайте же, большим — на орехи,

А маленьким – на потехи.

 

Кончают обыкновенно припевом:

Не дадите пятака –

Мы корову за рога,

Не дадите гривну –

Мы коня за гриву.

Наиболее организованные группы ходят со звездой.

Нередко интересы двух или нескольких артелей скрещиваются: в больших селах – из-за территории, из-за улицы. Происходят схватки. Каждая артель поэтому заинтересована в том, чтобы в числе участников иметь кого-нибудь посильнее.

Подают деньги, подают и печенье, блины. Не все охотно принимают блины. Озорники, выйдя из избы, кладут на дверную скобу полученный блин. Его подхватывают собаки, до крови обрывая языки о холодное железо.

Игры на святках отличаются от игр остального времени. Куклы, матрешки убираются, потому что во время святок по земле бегают «шулюканы» — веселые чертенята. Они  утаскивают у ребят куклы, веретешки и пр., могут задавить ребятишек, особенно если те будут подшибать ногой «шевяки», за которыми «шулюканы» прячутся, или поздно вечером ходить по деревне.

Ребята «машкаруются» подобно взрослым. Парни и девки «мелюзгу» с собою не берут. В больших населенных пунктах, как Тулун, взрослые идут «в собранье». Мальчуганы пробираются туда же и от скуки там хулиганят, а потом воспевают свои похождения в песенке:

Наш товарищ был Егорка

Купил билет на галерку.

Весело было нам,

Весело было нам.

Первым делом на галерке

Закурили мы махорки.

Мы с галерки полетели,

Лаптем барыню задели.

В каталажку нас погнали,

Только лапти засвирькали.

В каталажку посадили,

Трое суток не кормили,

Трое суток не кормили,

Да по двадцать  пять вкатили.

Нам по двадцать пять вкатили,

И в больницу положили,

Калачами нас кормили.

Калачами нас кормили,

И на волю отпустили.

По-прежнему катаются с катушек и на коньках. Дома играют в лягушки, бирульки, поют песни, рассказывают сказки, импровизируют, творят сказочные образы. Показывают и зарисовывают теневые фигуры: получаются коровы, зайцы, кони, мельницы и др. завязывают мудреные узлы, предлагая их развязать.

Загадывают загадки:

«В небе дыра, в земле дыра, посредине огонь, по бокам вода» (самовар);

«Без окон, без дверей полна горница людей» (огурец);

«Стоят вилы, на вилах – мешок, на мешке  — телега, на телеге привешены грабли, на телеге – мост, на мосту – земля, на земле – лес, а в лесу свиньи роются» (человек).

Вечер обыкновенно заканчивается какой-нибудь размолвкой. Утомившись загадкам, пляской, песнями, кто-нибудь предложит «сказку про белого бычка». Начинающий спрашивает у соседа:

— Рассказать тебе сказку про белого бычка? –

— Ну расскажи! — согласится кто-нибудь. Тут начинается мучение: что бы ни сказал согласившийся послушать эту сказку, искуситель повторяет его слова. Даже молчание не освобождает беднягу от назойливого рассказчика.

— Ты молчишь, я молчу. Рассказать тебе сказку про белого бычка? –

Только «заклик» взрослых кладет конец этой шутке.

Январь. Новый год.

Еще накануне 31 декабря с наступлением глубоких сумерек зажигают  в избе огонь. Вытащит мать горшок или чугунку из печи, и начнут справлять традиционный Васильев вечер. В этот вечер за ужином едят вареные свиные или овечьи ножки. Из длинных косточек ребята делают «фуфарки» («фуркалки», жужжалки).

Еще заутреня в Новый год не кончится, а ребятишки – вдвоем или втроем- уж бегают по избам – «подсевают»:

Сею-сею посеваю,

С новым годом поздравляю –

Со скотом, с животом,

Со пшеничкой, овсецом.

Ты, хозяин-мужичок,

Полезай в сундучок, доставай пятачок –

Нам на орешки, вам на потешки.

Ребятам дают кто копейку, кто две, дают и блин и оладью.

Уведомление о правах.
Данный материал является авторским, все права принадлежат сообществу «Старый Братск». При полном или частичном копировании материала ссылка на данную статью или сайт bratsk-starina.ru как авторов обязательна

Оставить комментарий