Лавров А. Забытые имена: Яков Шебашев

Яков Никонович Шебашев родился 5 января 1886 года на Прокопьевском прииске. Его отец Никон Дмитриевич работал на прииске кузнецом-слесарем, одновременно был оружейным мастером. Все эти специальности он освоил на Николаевском заводе, куда был привезен из Сызрани малолетним. Мать Якова — Ирина Андреевна была домохозяйкой. Дед  Дмитрий Шебашев — ссыльнокаторжный, ссылку-каторгу он отбывал на Николаевском заводе Братской волости.

В семье Шебашевых было двое сыновей: Алексей (1883 г.р) и Яков (1886 г.р). В 1888 году семья Шебашевых переселяется в с. Большая Мамырь. 

В октябре 1895 года Яков пошел в Больше-Мамырскую школу, которую закончил в мае 1898 года. А его брат Алексей учился в с. Братске в двухклассной школе.

После смерти отца в 1898 году старшего брата Алексея взял на воспитание его дядя Яков Шебашев, который работал на Николаевском заводе. Младший Яков жил у дедушки (отца его мачехи), но уже после окончания школы летом 1898 года поступил на работу к купцу Самарину мальчиком у прилавка. У Самарина он проработал до апреля 1902 года.

В апреле 1902 года с группой из 11 односельчан Яков Никонович отправляется на прииски 1-ой дистанции Лензолото. Там он работал сначала на 44 м прииске, а затем работал на Водянистом, Николаево-Васильевском, Андреевском и других приисках шахтером, грузчиком и конюхом.

В 1908 году после службы в армии вернулся в Большую Мамырь ив апреле 1897 года женился на крестьянке дер. Наратай Афасаньи Михайловне. Через два года в мае 1909  вновь уехал на прииски. Во время Ленских событий 1912 года работал на Александро-Невском прииске, был выборным и старостой барака. Во время расстрела был слегка ранен, затем вел по баракам агитацию по невыходу на работы. После вывоза рабочих в мае месяце оказался в Витиме, откуда на пароходе добрался до Олекмы и работал старателем у золотопромышленника Горяева на дальнем таежном прииске Константиновском.

В сентябре 1913 года вернулся в Большую Мамырь, но на жительство не остался. В ноябре того же года выправив бессрочный паспорт уехал в Иркутск, но не найдя там работы отправился в январе 1914 года в Хабаровск, где работал землекопом на строительстве Восточно-Амурской железной дороги в пункте «Голая сопка» до августа 1914 года.

После начала первой мировой войны Яков Никонович от призыва уклонился, рассчитался и уехал в г. Спасск, где устроился на работу по строительстве шоссе Спасск-Яковлевка-пост Св. Ольги. Там он проработал до октября 1915 года и затем был призван на воинскую службу Никольско-Уссурийским воинским присутствием, служил в тыловых частях: г. Благовещенск – 302-я пешая Вятская ополченческая дружина (охрана лагеря военнопленных), гарнизон «Красная речка» — 305я пешая Вятская ополченческая дружина (охрана лагеря военнопленных, писарь канцелярии по делам военнопленных, младший писарь и старший писарь).

4 марта 1917 года Шебашев Я.Н. был избран заместителем председателя гарнизонного Совета, 6 марта — комиссаром гарнизона, был одним из создателей кружка саморазвития (стал заведующим школьной секцией, заместителем председателя кружка, одним из руководителей группы сочувствующих советской власти и большевикам). Входил в Хабаровский комитет общественной безопасности (с 8 марта с правом решающего голоса) и Хабаровского Совета депутатов. 7 марта 1917 года принимал участие в арестах: командующего Приморским военным округом, наместника края, губернатора.

В сентябре Яков Никонович был арестован по обвинению в большевизации гарнизона и в течении 10 дней просидел в одиночке. Освобожден по требованию нового состава Хабаровского Совета депутатов.

После приказа главкома Крыленко 18 февраля 1918 года был демобилизован и 20 февраля с группой из 120 человек специальным эшелоном отправился на Запад. Эшелонцы были вооружены трехлинейками по 50 патронов к каждой и двумя гранатами. Яков Никонович дополнительно получил наган, т.к. был начальником эшелона.

24 февраля эшелон прибыл в Читу, где солдаты произвели обмен оружием и 35 человек-забайкальцев вышли на станции. 26 числа эшелон был в Иркутске, где его встретили представители Советской власти: Шевцов, Лобанов и Кларк. Им было сдано все оружие, часть солдат подала заявления в Красную гвардию. Шебашев был вызван в исполком, где ему поручили организовать на родине волостную советскую власть (т.к. из 24 волостей уезда соввласть была лишь в двух волостях, а в Больше-Мамырской существовало земство). Там же он получил инструктаж, мандат уполномоченного, указание (пользоваться положением о выборах в Советы). 28 февраля, получив трехлинейку, наган, три гранаты и 100 патронов, он выехал из Иркутска в Большую Мамырь.

1 марта 1918 года Шебашев прибыл в Большую Мамырь, где на тот момент существовала волостная земская управа из гласных и представителей зажиточного крестьянства.

6(19) марта должен был начаться волостной съезд земских гласных, а поэтому с 1 по 5 марта Яков Никонович занимался розыском сочувствующих Советской власти в Б.-Мамыри, М.-Мамыри, Чаме, Моке, Кежме, Степново, Каймоново. Особое внимание обращал на фронтовиков, т.к. в них искал опору. Всего им было найдено 28-30 человек, из которых и была создана группа сочувствующих, среди которых членов большевистской партии не было, не было рабочих, а только местные крестьяне.

На съезде земских гласных присутствовало 80-85 человек. Председателем волостной земуправы был эсер Иннокентий Ведерников (уроженец д. Филиппово). Съезд первоначально собирался для обсуждения вопросов о податях и недоимках, о дорожной чистке, о сенокосе.

Яков Никонович попросил слова по порядку повестки дня и предложил свой вариант повестки: текущий момент и организация соввласти, выборы депутатов волсовдепа и его председателя, проведение прогрессивно-подоходного налога на купцов и кулаков, а затем уж текущие дела. Начался крик и шум, но предложение было принято.

В течении 4-х дней был избран волостной совет рабочих и крестьянских депутатов (15 человек), председателем которого большинством голосов стал Яков Шебашев. После окончания работы съезда он проехался по волости и организовывал сельсоветы: Малолетницкий, Париловский, Громовский, Нижне-Суворовский, Больше-Мамырский, Кежемский, Лучихинский и Краснояровский. Во время организации Советов также избирались делегаты на второй волостной съезд Советов.

Волостной съезд Советов состоялся в конце марта, на котором был избран волисполком во главе с Яковом Шебашевым.  По телеграфному предложению Иркутского губисполкома Шебашев был рекомендован делегатом I го губернского съезда Советов с правом решающего голоса. Примерно в этот  же период Я.Н. Шебашев вступает в РКП(б).

В конце мая 1918 года Шебашев выехал в Иркутск пароходом на губернский съезд Советов. В нем приняли участие представители трех волостей Нижнеудинского уезда: Больше-Мамырской, Тулуновской и Барлуцкой. Съезд начал свою работу 1 июня (Шебашев был избран председателем ревизионной комиссии), но срочно завершился ввиду начала чешского мятежа. Ряд делегатов были приглашены в военный отдел губисполкома, где делегатам рекомендовали временно уходить в подполье и организовывать подполье с партизанским движением. Шебашеву же было предложено вернуться в волость, распустить совет и, исходя из местных условий, организовать партизанское движение.

Вернувшись в Большую Мамырь, Шебашев в середине июня собирает волостной Совет депутатов и представителей нескольких сельсоветов для того, чтобы сообщить о положении в губернии, и … распускает волсовдеп. Сам же остался председателем исполкома без названия, группа сочувствующих самораспустилась.

К тому моменту в Братске как пишет в своих воспоминаниях Я.Н. Шебашев уже была свергнута власть Советов, был расстрелян председатель волисполкома Иван Стратонович Попов. При этом нужно сказать, что остается открытым вопрос: кто же на самом деле был председателем Братского волисполкома в июне 1918 года, т.к. остается неясной судьба первого председателя исполкома Ф.И. Вдовина.

В июле в Большую-Мамырь пришло указание от Нижнеудинской уездной земской управы – восстановить волостную земскую управу и провести волостной съезд земских гласных. Яков Шебашев это решение саботировал, и до первой декады августа в волости формально существовала Советская власть. Тому подтверждением запись в трудовой книжке Я.Н. Шебашева — конечная дата работы в качестве председателя волсовдепа – 20 августа 1918 года.

Сменили власть Советов два эсера Горохов и Горшков, которые провели съезд гласных и восстановили прежний состав земской управы. Шебашев, сдав дела волсовдепа волостной земуправе, уехал на строительство Илимтракта конторщиком по материальной части в д. Суворка.

В октябре (декабре) 1918 года Яков Никонович стал управляющим Илимским (он же Шестаковский) солеваренным заводом общества потребителей, где и работал до августа 1919 года.

С начала партизанского движения в сентябре 1919 года с 12-ю рабочими ушел в Илимск и вступил в партизанский отряд Зверева. Ему было поручен сбор оружия от населения, организация мастерских (оружейная, портная, сапожная, хлебопекарня и т.д.). В октябре того же года он возглавил Военно-революционную комиссию по Больше-Мамырской волости с целью восстановления Советской власти.

1-2 января 1920 года Яков Шебашев избирается председателем волисполкома, преобразованного в феврале в волревком. В дополнении к этому посту он еще стал военкомом волости и председателем комиссии по борьбе с дезертирством. Он также возглавляет штаб по борьбе с бандитизмом.

  В это время в волости создается парторганизация из 28 человек, во главе волостного бюро становится Яков Шебашев.

В июле 1921 года Яков Никонович входит в состав волостного комитета РКП (б) и его президиума, одновременно является начальником Братской волостной милиции и работает в этом качестве до октября 1922 года. В октябре 1922 года переведен начальником уездной милиции в Тулун (там же стал членом уездного комитета РКП (б) и уездного исполкома).

24 августа 1922 года во время налета банды на Большую Мамырь были расстреляны местные коммунары и беспартийные милиционеры, среди которых оказался Шебашев Алексей Никонович, старший брат Якова Шебашева.

С 15 апреля 1923 года Шебашев назначается заведующим Тулуновского уездного земуправления. В марте 1924 года его делегируют на 2-ой Всероссийский съезда земработников.

В сентябре 1925 года переведен заведующим Иркутским уездного земуправления (также был членом уездного комитета ВКП(б) и уездного исполкома). Через год переведен в Киренск, где работал: зав. окружным земуправления, председателем окрплана, зам. председателем комитета Севера, председателем окрсовета Осоавиахима, председателем окружного сельхоз. совета; членом Киренского горсовета и председателем земкомисии горсовета; членом бюро окружкома ВКП(б) и в мае-сентябре 1929 года был и.о председателя окрисполкома.

Дальнейшая деятельность Я.Н. Шебашева происходила за пределами Иркутской губернии.

Сложные перипетии судьбы «помотали» его по всей стране: от высокой должности в Восточно-Сибирском краевом земельном управлении до осуждения на 5 лет сталинских строек и лагерей по недоказанным обвинениям.

На родину он вернулся в 50-х годах. Из Красноярска в апреле 1953 года переехал в п. Заярск и в июне-сентябре был временным заведующим чайной №1 Заярского поспо.

Известно также, что в период с мая 1954 по сентябрь 1955 годы работал завхозом Больше-Мамырской семилетки. Осенью 1955 года перешел на работу в управление Ангарстрой  рабочим базы ОЖС, затем сторожем базы ОЖМС  треста Заярсклесзаг и комбината Братсклес (до 1958 года).

С марта 1958 года не работал,  жил за счет пенсии. Летом 1960 года проживал в дачном поселке Таежный на 54-м километре Восточно-Сибирской железной дороги у ст. Подкаменная Больше-Мамырского поссовета.

В последние годы жизни на встречах в воинских частях и молодежных коллективах Яков Никонович Шебашев делился воспоминаниями об организации советской власти в Братском районе, бывшей Больше-Мамырской волости, а также о личном участии в партизанском движении и борьбе с бандитизмом в 1918-1922 гг.

 

Список источников:

  1. Автобиография Шебашева Я.Н., активного участника революционных событий в Больше-Мамырской волости (28.04.1954) // Фонды Братского городского объединенного музея истории освоения Ангары. Ф.28. Оп.2. Ед.хр.76
  2. Выписка из протокола Больше-Мамырского волостного съезда Советов крестьянских и рабочих депутатов о текущем моменте // Фонды БГОМ истории освоения Ангары. Ф.28. Оп.2. Ед.хр.77
  3. Копия трудовой книжки Шебашева Я.Н. // Фонды БГОМ истории освоения Ангары. Ф.28. Оп.1. Ед.хр.587
  4. Краткая автобиография Шебашева Я.Н. // Фонды БГОМ истории освоения Ангары. Ф.28. Оп.1. Ед.хр.582.
  5. Личный листок по учету кадров Шебашева Я.Н. // Фонды БГОМ истории освоения Ангары. Ф.28. Оп.1. Ед.хр.583
  6. Подборка вырезок из газеты «Красное знамя» за 1957 год с публикациями Шебашева Я.Н. о революционных событиях // Фонды БГОМ истории освоения Ангары. Ф.28. Оп.2. Ед.хр.79
  7. Фото Шебашева Я.Н. // Фонды БГОМ истории освоения Ангары. Ф.28. Оп.1. Ед.хр.593
Уведомление о правах.
Данный материал является авторским, все права принадлежат сообществу «Старый Братск». При полном или частичном копировании материала ссылка на данную статью или сайт bratsk-starina.ru как авторов обязательна

Оставить комментарий