Продолжаем публиковать отрывки из очерков по детской этнографии, составленный автором из материалов, собранных в селах и деревнях Тулунского (бывшего Нижнудинского) уезда Иркутской губернии.
Зимние игры и забавы заметно отличаются от летних. Далеко от дому ребята не забираются, проводят время на улице и во дворах. Облежится снег, установится зимняя дорога – ребята обзаводятся санками или лотками.
Гоношат «каки-нибудь некорысны» коньки, употребляя все свое умение, и катаются целыми днями. Играют в большей частью в формальные игры: «ключку», «говяш» и т. д. Делают катушку. Играют в снежки или просто толкают друг друга в снег, стараясь получить лучший отпечаток на снегу, закапывают друг друга в снег. катают друг друга на санках по очереди, возят младших.
Девочки проводят время больше дома: играют в куклы, устраивают им дома, укачивают их и поют:
Вот увидели кота
Два солдата из окна.
Оне хлопнули окном,
Побежали за котом.
Кот от видит, что беда,
Ему деться некуда.
Он к Маше под кровать.
Маша ходит – уныват,
Да котишку закрыват…
Играют в камешки. Рассказывают сказки, продолжаются сказки-импровизации. Собираются вечерами около огонька (около топящейся печки, горящей лучины или лампы) шутки шутить, сказки сказывать, петь песни…
Ребята делают «балалайки» из доски, натягивая на нее «суровые нитки», играют и напевают:
Трымка, трымка, балалайка,
Не моя жена Паранька.
Моя – Настенька
Распузатенька.
По печурке лазила,
Титьки сажей мазала…
Иногда устраиваются своеобразные концерты, в которых роль барабанов выполняет заслонка (от печи), а другие музыкальные инструменты заменяют гребешками. Если нет гребней – лучинками. «Наяриваются» плясовые мотивы. Мелодия плясовой песенки несложна. В этих концертах даже маленькие ребятишки выказывают умение «подгалашивать» (вторить).
Под такую музыку находятся желающие плясать. Танец маленьких ребят очень прост: они или подпрыгивают, или, переминаясь с ноги на ногу, речетативом повторяют песенку-импровизацию:
Тятьке, мамке не скажу,
Что жениться я хочу.
Ребятишки постарше умеют плясать «казачка», «русского». Некоторые девчурки знают «кадрель».
Танцам ребята учатся обыкновенно во время гулянок взрослых, а затем, в большой тайне от них, они упражняются наедине. Чтобы научиться плясать, нужно одной плясать – или в черной бане или во хлеве. Когда в хлеве пляшешь, то нужно петь:
Дедушка сарай,
Научи меня плясать.
Здесь никто меня не видит,
Одни овцы глядят.
Вдвоем нельзя плясать, а то толку не будет.
Декабрь.
Перед наступлением святок, примерно после Спиридона Солноворота (12 декабря), дети объединяются в немногочисленные артели «христославов» или славельщиков. Собираются в избе, в зимовье или в бане у кого-нибудь из участников артели, спеваются. С наступлением праздника с раннего утра, как только в церкви на утрени запоют тропарь праздника, ребята бегут «христославить». Придут в избу, спросят, можно ли Христа прославить, и поют известную рождественскую песню. Отдельные места ее неграмотные ребята переиначивают.
Были мы в городе,
Видели чудо великое!
Ангелы запели,
Апостолы загремели.
Мы этого чуда испугались,
До вашего дому едва добрались.
Подайте же, большим — на орехи,
А маленьким – на потехи.
Кончают обыкновенно припевом:
Не дадите пятака –
Мы корову за рога,
Не дадите гривну –
Мы коня за гриву.
Наиболее организованные группы ходят со звездой.
Нередко интересы двух или нескольких артелей скрещиваются: в больших селах – из-за территории, из-за улицы. Происходят схватки. Каждая артель поэтому заинтересована в том, чтобы в числе участников иметь кого-нибудь посильнее.
Подают деньги, подают и печенье, блины. Не все охотно принимают блины. Озорники, выйдя из избы, кладут на дверную скобу полученный блин. Его подхватывают собаки, до крови обрывая языки о холодное железо.
Игры на святках отличаются от игр остального времени. Куклы, матрешки убираются, потому что во время святок по земле бегают «шулюканы» — веселые чертенята. Они утаскивают у ребят куклы, веретешки и пр., могут задавить ребятишек, особенно если те будут подшибать ногой «шевяки», за которыми «шулюканы» прячутся, или поздно вечером ходить по деревне.
Ребята «машкаруются» подобно взрослым. Парни и девки «мелюзгу» с собою не берут. В больших населенных пунктах, как Тулун, взрослые идут «в собранье». Мальчуганы пробираются туда же и от скуки там хулиганят, а потом воспевают свои похождения в песенке:
Наш товарищ был Егорка
Купил билет на галерку.
Весело было нам,
Весело было нам.
Первым делом на галерке
Закурили мы махорки.
Мы с галерки полетели,
Лаптем барыню задели.
В каталажку нас погнали,
Только лапти засвирькали.
В каталажку посадили,
Трое суток не кормили,
Трое суток не кормили,
Да по двадцать пять вкатили.
Нам по двадцать пять вкатили,
И в больницу положили,
Калачами нас кормили.
Калачами нас кормили,
И на волю отпустили.
По-прежнему катаются с катушек и на коньках. Дома играют в лягушки, бирульки, поют песни, рассказывают сказки, импровизируют, творят сказочные образы. Показывают и зарисовывают теневые фигуры: получаются коровы, зайцы, кони, мельницы и др. завязывают мудреные узлы, предлагая их развязать.
Загадывают загадки:
«В небе дыра, в земле дыра, посредине огонь, по бокам вода» (самовар);
«Без окон, без дверей полна горница людей» (огурец);
«Стоят вилы, на вилах – мешок, на мешке — телега, на телеге привешены грабли, на телеге – мост, на мосту – земля, на земле – лес, а в лесу свиньи роются» (человек).
Вечер обыкновенно заканчивается какой-нибудь размолвкой. Утомившись загадкам, пляской, песнями, кто-нибудь предложит «сказку про белого бычка». Начинающий спрашивает у соседа:
— Рассказать тебе сказку про белого бычка? –
— Ну расскажи! — согласится кто-нибудь. Тут начинается мучение: что бы ни сказал согласившийся послушать эту сказку, искуситель повторяет его слова. Даже молчание не освобождает беднягу от назойливого рассказчика.
— Ты молчишь, я молчу. Рассказать тебе сказку про белого бычка? –
Только «заклик» взрослых кладет конец этой шутке.
Январь. Новый год.
Еще накануне 31 декабря с наступлением глубоких сумерек зажигают в избе огонь. Вытащит мать горшок или чугунку из печи, и начнут справлять традиционный Васильев вечер. В этот вечер за ужином едят вареные свиные или овечьи ножки. Из длинных косточек ребята делают «фуфарки» («фуркалки», жужжалки).
Еще заутреня в Новый год не кончится, а ребятишки – вдвоем или втроем- уж бегают по избам – «подсевают»:
Сею-сею посеваю,
С новым годом поздравляю –
Со скотом, с животом,
Со пшеничкой, овсецом.
Ты, хозяин-мужичок,
Полезай в сундучок, доставай пятачок –
Нам на орешки, вам на потешки.
Ребятам дают кто копейку, кто две, дают и блин и оладью.