Андреева Л.В. Село Филиппово.

В сельском клубе с.Филиппово Я никогда не видела родину моего деда Карнаухова Павла Иннокентьевича — села Филиппово, что располагалось некогда в 23 км восточнее затопленного Братска. Но слышала от знающих людей об удобстве ее расположения на  большом острове, о  простой и строгой сельской архитектуре, о неповторимых по красоте природных пейзажах.

Мне рассказывали, что деревня тянулась вдоль берега двухсторонней улицей. Вверху порядка на взгорье  стояла деревянная церковь; а рядом — школа. В советское время по другую сторону проулка — клуб. Далее — амбары, мангазея, ферма, конный двор. В глубину острова уходили обширные пашни и сочные луга, которые давали  хорошие устойчивые урожаи.  Много было на острове черемухи, которая весной во время цветения дурманила своим запахом.

Филиппово была основано почти одновременно с Братском.  Уже в  1668 году в нем жили 12 крестьян. Один из них —  Аникеев Филипп – оставил свое имя в названии этого поселения.  «На острову деревня Филиппово» писал в 1675 году царский дипломат  Спафарий, направляющийся в Китай. Деревня эта была монастырской, т.е. земля в ней принадлежала Братскому Спасскому монастырю. Тот же Филипп А(О)никиев передал остров («поступился») в 1678 году Спасскому монастырю. Зависимость эта сохранялась вплоть до 1764 года, до выхода указа Екатерины II «О разделении церковных имений». Тогда подобно многим великорусским монастырям, Спасова пустынь была закрыта, а ее земли оказались в пользовании крестьян.

Уже в конце 17 века в Филиппово самая распространенная фамилия – Карнауховы. В документах 1696 году значатся участники восстания против приказчика Кафтырева — Яков и Петр  Карнауховы, которые были, по словам академика Окладникова А.П., активными агитаторами среди тунгусов, «чтобы они (тунгусы)… написали об обидах челобитную». Позднее в деревне появляются первые Орловы. В 1766 году Василий Орлов с братьями и племянниками  имел большие посевы — сеял 30,5 десятины.

При строительстве Московского тракта по указу трактовые деревни стали заселять братскими мужиками. В 1743 году из Филиппово в Шерагул были отправлены Григорий и Данило Карнауховы с семьями; в Тулуне поселили Алексея Карнаухова (семья из 8 человек); Андрей Орлов с семьей в 10 человек обосновался в Кимильтее. Так филипповские фамилии стали распространяться по всему Приангарью.

В росписях 1839 года в Филиппово значатся крестьянские хозяйства: Никифора Григорьевича Карнаухова, Саввы Петровича Карнаухова, Спиридона Л. Карнаухова, Вонифатия Афанасьевича Карнаухова, Ивана Вонифатьевича  Карнаухова, Селиверста Афанасьевича Карнаухова, Дмитрия Никифоровича Карнаухова, Даниила Никифоровича Карнаухова, Ивана Никифоровича Карнаухова, Бориса Даниловича Карнаухова, Михаила Алекс. Карнаухова, Ильи Васильевича Карнаухова, Ивана Иосифовича Карнаухова, Алексея Прокопьевича Карнаухова, Григория Прокопьевича Карнаухова, Стефана Евдокимовича Карнаухова, три хозяйства Орловых и одно Ивановых; а также хозяйство станичного казака Василия Андрияновича Черемисина.

Судя по всему, крестьяне этой деревни были достаточно состоятельные; но наиболее мудрые из них думали не только об этом бренном мире. Доказательство этому то, что в 1863 году Яков Климович и Гавриил Селиверстович Карнауховы построили в Филиппово на свои средства церковь во имя апостолов Петра и Павла.

Строительство посетил в 1863  году епископ Иркутский Парфений, совершающий поездку по Ангаре. «Иркутские епархиальные ведомости» по этому поводу писали следующее: «Проплывши  22 версты, мы переплыли на один большой остров, на котором расположено селение Филипповское, состоящее  из 33 домов. Здесь строится церковь. Богослужение должно совершаться причтом Братско-острожной церкви, потому что образование особого прихода оказалось невозможным по незначительности жителей не только филипповских, но и совокупно с жителями других ближайших селений. Но, несмотря на малолюдность селения…, церковь, по поместительности своей, годилась бы и для значительного прихода; и это зависело от особенного усердия жителей».  Церковь освятили на следующий год — 8 октября 1864 года. Через 6 лет, по всей вероятности, сыновья строителей,  Семен Яковлевич и Георгий Гаврилович Карнаухов обшили церковь тесом; позднее в 1878 году тот же Семен Яковлевич построил вблизи церкви отдельно стоящую колокольню (в 1909 году ее присоединили к храму).

Благотворительная деятельность Карнауховых простиралась и на Братск. В 1873 году тот же Семен Яковлевич построил в Братске на свои средства школу — одноэтажное деревянное здание с двумя классными комнатами в 4 окна каждая.  Иркутские губернские ведомости писали в 1901 году: «Благоприятные моменты в жизни Братского училища наступали с появлением того или другого лица из местной среды, которое сочувственно относилось к школе и содействовало ее материальному благосостоянию. …Благодаря заботами почетного блюстителя, крестьянина Семена Яковлевича Карнаухова, давшего необходимые средства, в 1873 г. было выстроено новое здание».  Излишки средств у С.Я. появились от торговли. Его сын Иван Семенович Карнаухов уже значился в документах, как  «филипповского села 2 гильдии купец». Кстати, женат он был на дочери потомственного почетного гражданина, священника Никольской церкви с.Кежма Виктора Подгорбунского.

Купец Карнаухов И.С.В 1884-1886 гг. в составе Братского приходского попечительства крестьяне с. Филиппово: попечитель Иннокентий Гаврилович Карнаухов, члены Василий Егорович Карнаухов, нижнеудинский 2 гильдии купец Петр Васильевич Карнаухов. Последний —  представитель еще одной купеческой ветви из этого села; он  владел лавками в с. Братск и в пос. Николаевский Завод. Лавка на заводе была открыта благодаря  дружбе его с приказчиком железоделательного завода Н.Е. Глотовым, и приносила немалую прибыль. Но торговля дело рискованное. Сын Петра Васильевича Яков, продолживший дело отца, как писали те же Иркутские губернские новости в 1901 году, «с прекращением операций Николаевского завода, лишился почти всего своего состояния, (но несмотря на это), охотно приходит на помощь Братскому  училищу, снабжая его книгами, партами, устраивая для детей на свой счет ежегодные елки и т.п».

Вернемся, однако, к Петро-Павловской церкви села, которая была сначала приписной, священника приглашали из Братска. Лишь в 1896 году здесь открылся приход и в село прибыл выпускник Иркутской духовной семинарии Николай Краснов; он служил до 1906 года. Его сменил Мошаров Константин Николаевич, брат жены о.Николая. Оба священника состояли законоучителями в Филипповском начальном министерском училище.

Училище это было торжественно открыто в 1898 году. Его первым учителем стал Георгий Емельянович Губин, который в 1910 году обвенчался с дочерью Карнаухова Ивана Семеновича – Анастасией. Сохранилась фотография этой семейной пары — милые, интеллигентные лица.  После того, как Губин Г.Е. с семьей уехал в Иркутск, его сменил Павел Трофимович Карнаухов, также местный уроженец.

Губин Г.Е. с женой[К сведению: сын Анастасии Ивановны уроженец с.Филиппово Губин Иннокентий Георгиевич (1913 г.р.), работал большую часть свей жизни капитаном в Восточно-Сибирском пароходстве, внук — Георгий Иннокентьевич Губин ныне известный в Иркутске спортивный врач, доктор наук, руководитель областного врачебно-физкультурного диспансера «Здоровье». Сестра Анастасии — Мария Ивановна Карнаухова в Иркутске вышла замуж за П. А. Гольдштейн. Одна из их дочерей Марина Павловна, переехавшая в Москву с мужем — известным поэтом Ю.Левитанским, работала главным литературным редактором Всесоюзного радио].

В документах госархива Иркутской области – описание неизвестным автором села Филиппово начала ХХ века. «Добрался до Филиппова. Дворов здесь 45; есть церковь и хорошо поставленная министерская школа, имеющая до сорока учащихся, из коих устроен очень порядочный хор под управлением псаломщика. Промышленность тоже не чужда Филипповскому селению. Здесь имеется кожевенный завод Карнаухова и мастерская простой обуви … ичиг и чирков, но сбыт их невелик».

Незадолго до революции в 1913 году в Филиппово — 51 двор; жителей 199 лиц мужского пола и 194 женского; на поселении находилось 10 ссыльных.  Село, несомненно, было богатое, поэтому и революционные события здесь многие встретили неодобрительно. Были и свои «красные». К примеру, Орлов Дмитрий Тимофеевич в годы гражданской войны был задержан белыми по пути следования из Иркутска в Филиппово к родителям; при обыске в прокладке сапога был обнаружен документ о том, что он является красным командиром; его тут же расстреляли. Впрочем, деление  на «белых» и «красных» часто было в наших краях условно. Судьба уроженца Филиппово Михаила Васильевича Зарековского тому подтверждение.

Первый  в наших краях Зарековский (его звали Устин Викентьевич) был сослан  в наши края после польского восстания в 60-е гг. XIX века; его внук Михаил в годы гражданской войны был красным партизаном, но политика «военного коммунизма» сделала его «смертельным врагом» новой власти; на счету «банды» Зарековского десятки убитых ее сторонников. Конечно, отряд  Зарековского был обречен; он был разгромлен 18 сентября 1922 году отрядом ЧОН. Тогда было уничтожено 8 человек, в том числе Зарековский Михаил и его брат Григорий.

1924 год. «Филипповский приход ждет для регистрации нового священника и желает его» (из письма благочинного Бориса Масюкова). А пока в церкви служили священники близлежащих церквей. Карнаухова Валентина Андреевна вспоминала: «Родители венчалась в январе 1924 года. Их обвенчали в церкви, но веселиться запретили. Умер Ленин. В 1932 году крестили сестру. Церковь еще была».

1929 год, 23 января. На партийном бюро в Братске выступал некий Орлов о состоянии антирелигиозной работы в районе: «Филипповский поп свой авторитет завоевывает хитро. Организовал себе мастерскую и приглашает к себе крестьян и так он о том, о сем ведет беседы. У населения создается впечатление, что он не дармоед, а труженик». Речь здесь шла о новом священнике Фаддее Попове. Его фамилия указана в списках Братской районной избирательной комиссии, как лишенного избирательного права в 1928-1929 гг. Там же значатся его помощники: служитель культа Карнаухов Степан Иванович и псаломщик Карнаухов Алексей Иннокентьевич. С 1928 по 1933 гг. филипповская община действовала, как община тихоновской ориентации. Затем о.Фадеей уже не упоминается в документах. Как сложилась его судьба – неизвестно.

Традиционные русские ценности были в селе тогда еще главными.  «У Карнаухова Николая Петровича икон была полна изба. Крест деревянный висел на всю стену. У него в доме не курили. Много было книг церковных, журналов» (Карнаухова — Мирских З.Л.). «Весело праздновали Рождество и Святки. Молодежь с одного конца деревни бежали навстречу молодежи с другого конца деревни с песнями. Колядовали. Ребятишки с утра приносили большие корзины с собранными подарками. Пьяных не было. В праздник собирали на чекушечки (250 гр.), выпьют и веселятся до утра» (Плышевская К.А.).

Карнаухов Н.П. с женой

В 1930 году создали сельхозартель «1 Мая», контора которой разместилась в доме Зарековского. Раскулачивание проходило достаточно болезненно в Филиппово, сторонников коллективизации здесь было мало, хозяйства большей частью были зажиточные. Многих раскулачивали. Но, как правило, тех, кто был раскулачен, еще ожидали годы ежовщины. Имеется в виду судьбы Орлова Ивана Степановича, его сына Николая Ивановича, Карнаухова Алексея Дмитриевича, Карнаухова Василия Герасимовича. Двое последних, вернувшись из лагеря, вновь были арестованы.

А потом новая беда – война. Многие ушедшие на фронт с Филиппово не вернулись домой. Карнаухов Дмитрий Иванович, 1897 г.р., пропал без вести 13.01.1943 г.; Карнаухов Иван Васильевич, 1917 г.р., мл. лейтенант 79 гв. сд, убит 19.07.1943 г.; Карнаухов Иннокентий Васильевич, 1919 г.р., из штаба 114 сд, пропал без вести 17.04.1942 г.; Карнаухов Степан Глебович, 1903 г.р., 3 мотострелковая дивизия, сапер, убит в бою 06.07.1943; Карнаухов Дмитрий Васильевич, 1919 г.р., 416 сд, сержант, убит 08.09.1943          (его мать Карнаухова Ольга Михайловна получила почти одновременно похоронку и  на сына Ивана); Карнаухов Федор Алексеевич, 1904 г.р., пропал без вести в январе 1945 года; сержант Карнаухов Александр Демидович, 1925 г.р., пропал без вести 12.1943; Орлов Иван Тимофеевич, умер от ран 06.04.1942 года, Ведерников Михаил Иванович, 1912 г.р., погиб 12.04.1945 в Восточной Пруссии; Вдовин Николай Архипович, 1923 г.р., погиб 18.01.1945 в Польше; Иванов Василий Тимофеевич, 1913 г.р., погиб в Могилевской области 28.03.1944 г.; старшина командир отделения связи  85 ТГАБр Полетаев Федор Константинович погиб в Лениградской области. Пропали без вести Карнаухов Николай Дмитриевич и Черемисин Иннокентий Пахомович. Это не полный список погибших. Некоторых из тех, кого называли родные, как погибших, нет в Книгах памяти, ни в базе архива Министерства обороны.

Уроженец Филиппово Орлов Степан Тимофеевич, брат Орлова Дмитрия Тимофеевича (см. выше) и пропавшего без вести Орлова Ивана  Тимофеевича  до войны работал шофером «Золототранса» в Заярске.  В годы войны он сержант, командир экипажа  танка. Погиб в 20 января 1943 году в Воронежской области. Жене его Вере пришла похоронка из 195 танковой бригады со словами «В бою за социалистическую Родину, верный воинской присяге, проявив геройство и мужество, был убит». А за несколько дней до гибели от него было отправлено письмо, где сообщалось, что «ни сегодня, завтра я буду принимать непосредственное участие в освобождении донцов от фашистов», а также о том, чтобы жена не беспокоилась «при наступлении я защищен неплохой сталинской броней, а если коснется шальная моей жизни, то прошу тебя и дальше воспитывать наших детей в духе большевизма, в духе нашей родной сталинской отчизны».

[Дополню этот материал сведениями о внуке Степана Тимофеевича — Андрее Владимировиче Орлове, 1966 г.р.  В 1984 году он был призван Падунским райвоенкоматом в армию и направлен в Афганистан в качестве водителя бронетранспортера, где героически погиб. 14 декабря 1985 года. Посмертно Андрей Орлов награжден орденом Красной Звезды. Его именем названа одна из улиц Братска].

Орлов А.В.Мужики ушли на войну, женщины становились во главе колхоза. Таковой была и председатель колхоза «1 мая» Прасковья Ивановна Карнаухова, ждавшая с фронта сыновей. Дождалась прибывшего в отпуск Владимира, 1924 г.р. Но получилось, как в фильме «Баллада о солдате», солдат встретился с мамой, а потом вернулся на фронт и погиб. А в 1944 году прибыл с наградами на груди второй сын — младший лейтенант, командир стрелкового взвода 3 Ударной армии Иван Георгиевич Карнаухов. Все бы хорошо, да руки у 24 – летнего парня не было. Второй безрукий в деревне. Первым был Иван (Евдокимович) Карнаухов, потерявший руку в войнах еще до революции. Но и одной рукой он как-то умудрялся даже сани делать. Оба безруких солдата были умелыми работниками, даже пример подавали тем, у кого две руки.

Прасковью Ивановну сменила на посту председателя Карнаухова Александра Тимофеевна, вдова солдата, погибшего на фронте, от которого осталась дочь Зинаида Георгиевна. Девушка сама стала работать дояркой уже в 50-е годы, приняв группу из 13 коров, которую раньше доила вручную ее мать.  В 1961 году переехали в Калтук, где Зинаида Георгиевна стала знатной дояркой, орденоносцем.

После войны жизнь, казалось, должна была войти в привычное русло. Но пришла новая беда — затопление. «Перед затоплением стали пить самогонку стаканами. Никогда так в селе не пили. А потом из Братска, перед появлением воды, пригнали катер и велели всем быстро садиться на него. Дома и все, что в них, оставляли огню. Никто из жителей Филиппово свои родные могилки не переносил» (Плышевская К.А.).

Часть жителей Филиппово поселилась в пос.Калтук, где возник Братский совхоз, другая в городе Братске или совсем покинула Приангарье.  Между тем, деревня на острове до конца дней оставалась в памяти людской. Об этом говорили уроженцы д.Филиппово, собравшиеся 29 сентября 2009 года на встрече в музее «Ангарская деревня».

10

Старожилы пересматривали деревенские фотографии. Среди них были снимки уже умершего фотокорреспондента «Восточно-Сибирской правды» Карнаухова Валерия Васильевича, уроженца д. Филиппово, выпускника Калтукской школы. От запечатленных им образов ангарских крестьян, кто родиной своей считал затопленный остров Филиппово, до сих пор идет согревающий нас свет.  «Ничего лучшего нашего острова не было на земле»,- утверждали собравшиеся.

Карнаухов Валерий Вас.

По поводу подобных потерь этнограф Л.Н.Гумилев писал: «Значительно более часто вторжения в ландшафт влечет для этноса последствия самые не предсказуемые, трагические. Я хорошо знаю Ангару, перед самым затоплением проехал по ней. Затопили земли, на которых можно было жить, оставили крутые берега с редколесьем. Исчезла экологическая ниша, окрестность Ангары — богатейшая страна — превратилась в пустыню. А люди стали даже не кочевниками; нет, кочевник, он не бродит бессмысленно, у него есть путь, есть цель. Люди с Ангары, лишенные дома, уехали искать работу, имея одну цель — найти, где приткнуться. Стали бродягами. Естественный ландшафт был уничтожен, заменен искусственным, непригодным для жизни».

Обнадеживает то, что не иссяк еще русский дух. Он в наших дремлющих генах, в нашей исторической памяти. Иначе, отчего вздрагиваешь при звуках старинной песни?  Или, вспоминая с грустью о прошедшем, вглядываешься с любовью в фотографии своих земляков.

 

Парни с. Филиппово На колхозной лошади Девушка из Филиппово

Источники:

  1. Калинина И.В. Православные храмы Иркутской епархии. Москва. 2000. С.412,465
  2. Герасимов В.Ф., Федоров А.В. Народное образование в Братске и Братском районе Братск.2000. С.35.
  3. Нефедьева А.К., Тихонов В.В. Московский тракт. Иркутск.2010.
  4. Окладников А.П. Очерки по истории западных бурят-монголов (XVII-XVIII вв.). ГЭИ. Ленинград. 1937. С.144.
  1. Усов «Кавалер ордена». // Красное Знамя. Братск. 31.08.1971.
  2. Шерстобоев В.Н. Илимская пашня. Т.1. Иркутск.2001 г. С.399.
  3. Шерстобоев В.Н. Илимская пашня. Т.2. Иркутск.2001 г. С.201.
  4. Село Братское Нижнеудинского уезда// Иркутские губернские ведомости.1901. №182.
  5. БГА Ф.Р-42, оп.1,д. 6, с. 1, 24.
  6. ГАИО. Ф.50,оп.1, д.11085,14562
  7. ГАИО. Ф.50 , оп. 9, ,д.1154,1342
  8. ГАИО. Ф.293,оп.1,д.837
  9. ГАИО. Ф.485,оп.2,е.х.3
  10. ГАИО. Ф.291,оп.1,д.51.
  11. ГАИО.Ф.291,оп.1,д.21
  12. ГАИО.Ф.291,оп.1,д.21
  1. ГАНИИО Ф. 31, оп.1, д. 249
  2. РГАДА. Имянные книги крестьян Братского острога за 1668 год. Ф.214,д.527,лл.143-147.
  3.  htth://www.vostlit.info/Texts/rus15/Spapharij/text2.phtml?id=1756

 

 

 

 

                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уведомление о правах.
Данный материал является авторским, все права принадлежат сообществу «Старый Братск». При полном или частичном копировании материала ссылка на данную статью или сайт bratsk-starina.ru как авторов обязательна

9 комментариев на “Андреева Л.В. Село Филиппово.

  1. Здравствуйте! Хотела бы связаться с автором текста. Я — правнучка Павла Александровна Гольдштейна и Марии Семеновны Карнауховой. Старший брат Марины Павловны Левитанской — мой дед, Валентин Павлович Гольдштейн, которому прямо вчера (2 августа) мы отметили сто лет со дня рождения.
    С уважением, Анастасия Яровая.
    Иркутск
    nes.yarovaya@gmail.com
    +7904 1111 798

  2. Здравствуйте!!! Сегодня узнал что у меня мать из д.Филиппово, теперь буду собирать информацию, хочу сделать ей подарок.
    (отец у мамы Политаев, Андрей Владимирович Орлов мать говорит двоюродный брат)

    Братск
    Лебедев Николай
    89025141022
    275252@bk.ru

  3. Добрый день!
    Я внучка Карнаухова Николая Петровича(19.12.1913гр) Его мама Мария Ивановна. У него были братья и сестры :Инокентий ,Трофим, Иван, Михаил, Анна, Тося и Кея. Знаю. что отец их был Петр Дмитриевич. Работал на почте ямщиком . Его ограбили и убили( со слов мамы Канауховой (Шумиловой ) Валентины Николаевны. Если у вас есть какая либо информация об этих Карнауховых , напишите , пожалуйста.
    С уважением , Шумилова Л.Ю.

  4. Я Татьяна. Внучка Николая Дмитриевича Карнаухова. у него был брат Петр. история очень похожа. Жили они в деревне Филипова. Родственники по его линии живут в Калтуке. мой тел. 89834615476

  5. Сегодня узнал, что мой дед Усов Яков Яковлевич из села Филипово Братского района Иркутской области. Помню, что в начале 70-х он ездил в Ангарск прощаться со своей землёй. Больше ничего не знаю, но хотел бы.

    P.S. Буду благодарен за любую информацию.

    89154282161

  6. Мой дед Карнаухов Алексей Илларионович, про него ничего не знаю.
    Моя бабушка Карнаухова (по мужу) Анисья( Нина) Федоровна 1899 год рождения.
    Папа родился в Филипово Карнаухов Иван Алексеевич 1922
    Ищу корни. Пишу родословную.
    Буду признательна за любую информацию.

Оставить комментарий