Московских В.А. Деревня Матера и ее жители. Из материалов конференции от 24.10.2018

Московских Валентина Александровна, 1953 г.р., уроженка д. Матера Братского района. Образование средне-техническое. Живет в Братске. Пенсионер. Краеведением занимается с 2016 года. Автор «Книги Памяти о деревне Матера».

Расскажу о своей маленькой деревне Матера Братского района. Название «Матера» не имеет ничего общего с распутинской «Матерой», а имеет сокращение от слова «Материковая», как ее вначале и звали. Сначала деревня была выселком от поселения Московского, расположенного на острове, 300 метров через реку. Сначала было всего 7 домов, т.е. жили семь семей, а к затоплению было уже 28 домов вместе с клубом. В царское время жили небедно, неплохо. Разрабатывали поля, очищались луга под покосы, были частные угодья. Назывались: Потаповы, Сергеевы и так далее. Много было скота. Люди рыбачили, добывали тайменя, осетра и другую рыбу. Охотились, сеяли, пахали, собирали урожай.

Большие перемены начались с 1914 года, когда началась первая мировая война. Тогда многие с нашей деревни воевали. Это Московских: Григорий Федорович, Илья Федорович, Василий Иванович, Семион Савельевич. Эта война нарушила экономические связи в стране. Железные дороги были перегружены, а наши крестьяне возили зерно в Тулун к поездам, продавали. Зерно скапливалось дома в амбарах. А в стране начался голод.

В памяти деревенской не осталось чего-то ужасного от гражданской войны, войны белых и красных. У нас в деревне жил Московских Прокопий Андреевич. Он служил сначала у белых, затем у красных. Так он рассказывал: «Забрали в белые, вечером солдаты говорят: «Начальство уехало, вон лодка, плыви домой». Потом забрали в красные. Окружили белых. «Ниче», — сказал красный командир, — «Ночью сами уйдут».  И точно, утром белых не было. Вроде, как жалели друг друга, крови не было.

После гражданской войны большевики стали просто забирать зерно. Это называлось продразверстка.  С 1930 годов стали организовываться колхозы, то есть общее хозяйство, в семье оставляли корову да лошадь. Наш колхоз назывался «Первое августа» в честь Международного антивоенного дня, объявленного КОМИНТЕРНом.

Остался в деревенской памяти ужас от банды Кости Серышева. Там как было: не идешь вместе с бандитами, то расстреливали. Поэтому сельчане прятали молодых мужчин, парней на островах и на заимках. Сейчас некоторые люди пытаются обелить его. Мол, боролся за свое добро, против гнета крестьян. Да, вначале действительно было так, но народ банду не поддержал, и тогда члены банды стали свирепствовать. Убивать и избивать.

…Шло раскулачивание. У нас раскулачили одну семью: Московских Григория Васильевича. Он имел торговую лавку в Бурнино, торговал керосином, гвоздями, мылом и так далее. Но в 1936 году семья вступила в колхоз и работала там. Крестьяне были задавлены налогами, поэтому жили бедно. За работу платили трудоднями. Один трудодень мог быть засчитан как два дня работы или полдня при разной квалификации, поэтому в колхозе больше зарабатывали кузнецы, конюхи, механизаторы и руководящий состав колхоза. В народе ходила частушка:

         Девчоночки, канареечки

         Проработали год —

        Не дали ни копеечки.

Вот так и жили. Пришла Великая Отечественная война. В нашей деревне погибло 12 человек, многие пришли с ранениями и умерли, уже вернувшись с фронта. Великая Отечественная  война также не оставила в памяти ужаса, хотя было большое общее горе, много погибших, не хватало рабочих рук. Голодали. Спасались ельцами.

Тяжело было восстанавливать колхоз. По переписи 1949 года в деревне жило 23 мужика, 40 женщин, 15 подростков от 12 до 16 лет,  а тут еще голод 1946-1947 годов. Если в центральной России была засуха, то в Сибири – дожди. Гнило все, колос в зерно не завязывался, картошка гнила в гнезде. А надзор за колхозами со стороны власти был страшным, власти «боялись», как бы в деревне не наелись досыта.

А теперь про Сталина. Вот пришло известие о смерти вождя, и какая была реакция наших крестьян? Мой земляк, с моей деревни, вспоминал, он был ребенком, но помнил, что люди стояли, как истуканы, а один смеялся и матерился всякими матерными словами. Ну, можно догадаться, кто ругался. Это тот, кого раскулачили, а добро не вернули.

После смерти Сталина немного руководил страной Маленков. Были сделаны послабления крестьянам. Была поговорка: «Пришел Маленков – поели блинков».

 У нас в деревне не было доносчиков  и клеветников. Люди жили достойные, работящие,  не было воров, которые бы тащили колхозное добро  или у своих односельчан. В 50 годы уже легче жилось в деревне. Колхозники выезжали в Братск на колхозные рынки, появилась копейка в кармане. Стали одеваться, одевать детишек. Появился свет в домах. Но прошел слух, что деревня попадает под затопление.

В наши дни мы являемся последним поколением из наших деревень, кто что-то помнит и может рассказать, а, значит, и восстановить по крупицам историю нашего края…

Страницы из «Книги памяти о деревне Матера»:

                

Уведомление о правах.
Данный материал является авторским, все права принадлежат сообществу «Старый Братск». При полном или частичном копировании материала ссылка на данную статью или сайт bratsk-starina.ru как авторов обязательна

2 комментарий на “Московских В.А. Деревня Матера и ее жители. Из материалов конференции от 24.10.2018

  1. Серышев Константин мой земляк и однофамилец. В нашей деревне Антоново таких гадостей о нем не говорят, как говорится в других селениях и это все та же идеология Советских времен того тяжелого для крестьянского народа времени. Люди от своего собственного страха всей этой неразберихи за кем идти и кого поддержать прятались, оправдывая свое поведение им «бандитом» Серышевым. Его ненавидели все и те кто был беден — кому было на руку раскулачивание своего соседа и тот кто был зажиточным, считали только из-за него народ пострадал в 1937-38гг.! И это остается мифом сильнейшей идеологии того времени, поддержанной беднотой. Бедноты было больше и «сказок» осталось от тех времен больше. Серышева предали все и те кто слово чести давал, отстаивать свое хозяйство и соратники по движению. И только здравый ум человечества расставит все на свои места. Девятнадцати миллионная армия коммунистов в очередной раз, как косой траву, в конце того же самого прошлого столетия срезала все завоевания народа. Так, кому была тогда нужна та мышиная возня с раскулачиванием работящего крестьянства и уничтожением его в 1937-38гг.?! А Серышев по-прежнему остается бандитом! Если бы сегодня таких как Серышев Константин было бы больше. Каждый народ сегодня достоин того чего достоин. Вы понимаете что сегодня происходит?! ХХ1 век. Россия богатейшая страна! А принцип тот же самый — работай народ своей богатейший страны пока себе на «манто» не заработаешь! Идеология побеждает — обществу по душе приходятся безмолвные люди — они всегда будут, так как они все были и есть.

  2. Из рассказа Московских Прокопия Андреевича, — служил сначала у белых, затем у красных! Молодому поколению непонятна «аббревиатура» белый и красный, тем более, — «белые и красные вроде жалели друг друга»! Почему бы им жалеть друг друга?! Дело все в том что у самого народа не было выбора, потому как ему его не предоставили. В 1917- 1919 и т.д все делалось в принудительном порядке, поэтому народу было все равно кто он есть «красный» или «белый» — лишь бы живым остаться. Как происходило формирование «белых» и «красных»?! И почему одержали победу красные?! Коль говорится «А» надо обязательно добавить «Б» и подытожить. Объясните как были сформированы эти Армии из какого контингента и почему они назывались красными и белыми?! Молодому поколению это интересно знать. «ВОВ не оставила в памяти людей ужаса?! Видимо те люди были именно истуканами! — Сталин помер и только один из всех смеялся и матерился всякими матерными словами. — Ну, можно догадаться кто матерился ?! — Кого раскулачили, а добро не вернули! Ну что же, получается так, что не отнять — не прибавить! Человек это прежде всего живая душа и она на все реагирует по своему: на кого то ВОВ не произвела никакого впечатления, не оставив в памяти ужаса! У кого то смерть Сталина вызвала сквернословие, другой замер в оцепенении, как всегда, в страхе за свой завтрашний день. Что сейчас говорить о тех временах которые быльем поросли и кроме «винегрета» каждый со своей колокольни ничего вразумительного сказать не может!

Оставить комментарий