Филиппов А.Я. История малой родины (обновлено 25.11.2021)

Автор публикуемых материалов – Филиппов Алексей Яковлевич, родился в селе Громы в многодетной семье сельского учителя Якова Алексеевича и рядовой колхозницы Марии Степановны.

Получив среднее образование Алексей в 1971 году поступил в Иркутское военное авиационное техническое училище (ИВАТУ) и дальнейшую судьбу связал с авиацией. Он, выпускник военно-воздушной инженерной академии (ВВИА) им. Н.Е. Жуковского, был оставлен в академии, продолжая заниматься наукой и обучением авиационных специалистов. Кандидат технических наук, полковник, с 1997 года — военный пенсионер. Живет в Москве. По его словам, всю сознательную жизнь увлекался историей.

1.Село Громы

Официальный возраст села Громы, перед затоплением в 1960 году, составлял более 150-ти лет.  Здесь предполагается наличие официального статуса села. Поселение же Громовское появились примерно в 1620 – 1630 годы. Стойбища коренных народов были в этом месте гораздо раньше. Данное место одинаково нравилось и коренному населению, и переселенцам. Следовательно, возраст Громов в 1960 году превышал 300 лет. Сначала, в зимовьях поселения останавливались и жили люди, скупающие пушнину и собирающие ясак. Как правило, пушнина менялась на различные товары и изделия. Затем стали селится на постоянное жительство «пахотные» переселенцы. От них и пошли все громовские фамилии.

Своё название Громы получили от речки, которая протекала через село и впадала в Ангару.  Речка издавала громкий шум. Глубина речки не превышала 0,5 – 1,0 метра. Наличие быстрого течения и каменистого дна с большими камнями, являлось условием возникновения громкого шума. От переселенцев речка получила название Громка (Громкая). Первое официальное название села — деревня Громовская. Такое название указано на карте Иркутской губернии 1797 года. Но местное население всегда называли село (деревню или поселение) Громы.     

2.Церковь Петра и Павла

Церковь всегда являлась сердцем любого села или любой деревни.  Для строительства церкви всегда отводили самое лучшее место в селе или в деревне. В Громах таким местом была северо-восточная окраина села на крутом берегу Ангары. Церковь видели со всех улиц и со всех мест села. В самой церкви и возле церкви проводились различные праздничные мероприятия. Венчали молодожёнов. Крестили новорождённых детей. Отпевали тех, кто умер. Каждый прихожанин мог поделиться в церкви своей радостью или горем с другими прихожанами. Обменяться новостями.  Покается о своих грехах. Получить божье благословление. Молодёжь обменивалась влюблёнными взглядами и назначала свидания.

Старая церковь в Громах полностью сгорела во время пожара. Новую церковь начали строить в 1844 году на месте, где стояла старая церковь.  Освятили построенную церковь в 1846 году. Название церкви осталось прежнее. Церковь святых Петра и Павла.

Вновь построенная церковь восхищала людей своей красотой. Снаружи её стены были обшиты тёсом и окрашены синим цветом. Кроме того, стены украсили резными узорами. Крышу покрыли кровельным железом. Внутреннее убранство полностью соответствовало внешней красоте. Церковь находилась в окружении вековых кедров, пихт и берёз. Это только подчёркивало и усиливало её красоту.  В 13-ти метрах к западу от церкви построили колокольню с «богатым» набором колоколов. Звон колоколов разносился на многие километры вдоль реки и по всей округе. Отражался эхом от прибрежных сопок, превращаясь в фантастическое (божественное) звучание. В 8-ми метрах южнее колокольни построили сторожку, которая показана на план-схеме.

Вокруг церкви установили ограду с двумя воротами. Главные ворота праздничные. Они закрывались только на ночь, когда не было ночной службы. Вторые ворота открывались только для проводов умершего человека.

При церкви была старинная казачья пушка. В праздничные дни из пушки производили выстрелы-салюты. Это было очень громко и очень эффектно. В 1932 году, во время восстания, банда забрала пушку. Никто не знал, куда она потом делась. Обнаружил данную пушку мой отец в конце 1960-ых годов в Иркутском областном краеведческом музее. Она демонстрировалась как исторический экспонат, но под другой легендой. В настоящее время, данная пушка в музее не демонстрируется. Хотя это пушка казаков-первопроходцев.

 С 1914 года в церкви служил священник Попов Порфирий Михайлович 1866 года рождения. Он крестил моего отца и сделал соответствующую запись в метрической книге. В марте 1930 года отец Порфирий хотел уйти на покой по старости, но прихожане уговорили его остаться. В результате, 29 мая 1932 года его арестовали и приговорили на три года тюрьмы за пропаганду религиозных убеждений. В сентябре 1932 года в здании церкви разместили сельский клуб. Помню, как мы с детьми бегали смотреть кино в этом клубе.

Перед затоплением в 1960 году, церковь заметно обветшала. Но элементы былой красоты остались. Когда церковь разбирали, то бревна ещё «звенели». Они были «как новые». Если бы церковь перенесли в посёлок Южный, то она простояла бы ещё лет 100 — 150.  Но при Хрущёве Н.С. перенос церкви был невозможен. Даже обсуждение этого вопроса было недопустимо. После разборки церкви, брёвна перевезли в посёлок Южный. Из них построили здание, в котором временно открыли школу. В данной школе я учился в 1-ом классе (1961 – 1962 годы). Возможно, это здание сохранилось до сих пор.

Я уверен, что пройдёт ещё какое-то время. Может быть, 100 или 150 лет. Громовская церковь опять возродится как мифическая птица Феникс. Возможно вместе с селом Громы. Церковь святых Петра и Павла может быть построена даже в ближайшее десятилетие в посёлке Шумилово или в посёлке Южный.

3.История родного края в романе «Угрюм-река»

Автором романа «Угрюм-река» является известный русский (советский) писатель, исследователь сибирских рек Шишков Вячеслав Яковлевич (1873 – 1945). По его роману снято два одноимённых многосерийных художественных фильма (в 1968 и в 2020 годах). В романе и в фильмах достаточно красочно и познавательно описана и показана жизнь населённых пунктов Восточной Сибири конца XIX и начала XX веков. В результате, читатели находят в романе знакомые черты своего родного края, своих населённых пунктов и конкретных своих земляков. Таким читателем является и автор данной публикации.

Реки с названием «Угрюм–река» в Сибири нет. Но можно насчитать несколько рек, которые местные жители уважительно называли Угрюм-река. Такое название они заимствовали из старинной песни: «Уж ты, матушка Угрюм-река. Государыня, мать свирепая.  Что про тебя-то идёт слава добрая. Слава добрая, речь хорошая…». В первой части романа, прообразом Угрюм-реки является река Нижняя Тунгуска. В 1911 году, возглавляемая Шишковым В.Я. экспедиция исследовала данную реку на возможность организации судоходства и соединения её каналом с рекой Лена.   В романе, Шишков В.Я. фактически описал маршрут своей экспедиции. Описал произошедшие на маршруте события и приключения. Использовал содержание рассказов и легенд, которые услышал от местных жителей.   На обоих трактах, в районе села Тулун, было не безопасно. Случалось, грабили купцов, богатых людей и удачливых золотоискателей. Существуют народные легенды, что некоторые жители Тулуна тоже были причастны к грабежам. Они, почему-то, подозрительно быстро разбогатели. Увы, в 90-ые годы прошлого века, на обоих трактах, тоже было не безопасно.

После прокладки Транссибирской железнодорожной магистрали (1896–1898 годы), значение Тулуна, как транспортного узла и торгово-перевалочного пункта, только возросло. Транспортная связь, с удалёнными районами Иркутской губернии, Якутии и Прибайкалья, в основном осуществлялась через Тулун. Экспедиции, возглавляемые Шишковым В.Я., также неоднократно пользовались Тулунским трактом. Кроме этого, сам Шишков В.Я. несколько раз надолго останавливался в Тулуне. Формировал и готовил экспедиции на реки Лена, Витим и Нижняя Тунгуска.

Местные купцы считали за честь пригласить в свой дом Шишкова В.Я. по случаю праздничного дня или семейного торжества. В Сибири, всегда, с большим уважением относились к умным, образованным и много знающим людям. Бывало, что на торжество приглашали и цыган. В то время, в Тулуне проживала большая диаспора «оседлых» цыган. В праздничные дни устраивали увеселительное катание на тройках. Зимой строили ледяные горки и снежные крепости. Многое увиденное и услышанное в Тулуне, Шишков использовал при написании романа «Угрюм-река». Образ, описанного в романе села Медведево, во многом совпадает с образом реального села Тулун. Жизнь людей и их обычаи также совпадают. Жизнь семьи купца Петра Даниловича Прохорова в селе Медведево похожа на жизнь купеческих семей в селе Тулун. Многие купцы из села Тулун отправляли своих сыновей-подростков на учёбу в уездный город Нижнеудинск. Пётр Громов также посылал своего сына Прохора на учёбу в уездный город.

 В первой части романа (1898 год), купец Пётр Громов, посылает своего 18-ти летнего сына Прохора в путешествие на Угрюм-реку.  Маршрут путешествия Прохора Громова полностью совпадает с маршрутом экспедиции Шишкова В.Я. Совпадают даже даты прохождения маршрута. Только в романе изменены названия населённых пунктов на маршруте.

 Перед отправлением Прохор попросил у отца карту для путешествия. Пётр Громов взял чистый лист бумаги и начал чертить на нём прямые линии, произнося следующие слова: «… Вот это, скажем, дорога от нас в Дылдино, двести сорок вёрст (256 км) … Отсюда свернёшь на Фролку – вёрст триста с гаком (более 320 км). Тут река Большой Поток (река Лена) предвидится. Отсюда (реальное село Чечуйск на Лене) перемахнёшь через волок на Угрюм-реку, в самую вершину…». Если село Тулун прообраз села Медведево, то старый Братск является прообразом села Дылдино, а село Усть-Кут – прообразом села Фролка. Расстояние между Тулуном и Братском, по-современному (спрямлённому) тракту, составляет 224 км (210 вёрст). Расстояние по старому тракту получается примерно 256 км (240 вёрст). Расстояние между Братском и Усть-Кутом, по современному тракту, составляет 351 км (329 вёрст). По старому тракту гораздо больше.

Шишков В.Я. внёс значительный вклад в исследование Ангары. Цель данных исследований — организация безопасного судоходства по Ангаре, включая речные участки с порогами. Результаты проведённых исследований использованы для составления лоции. В дальнейшем и для проектирования плотины Братской ГЭС.

Шишков В.Я. останавливался в Братске. Возможно, посетил и село Громы. Особенности расположения села Громы и само село могли заинтересовать исследователя Шишкова. Косвенные признаки этого заключаются в следующем. В романе «Угрюм-река» описана пушка, которая принадлежала церкви села Медведево и использовалась для праздничных салютов. Описан пушкарь – старый солдат, ветеран крымской войны. В Громах при церкви тоже была пушка для праздничных салютов. Были в Громах и старые солдаты, участники различных войн. Имеется ещё одно не вероятное, но теоретически возможное совпадение.  Фамилия главных героев романа Громовы созвучна с названием села Громы.

4.Судьба сибирского кедра в окрестностях села Громы

Во все времена, начиная от основания села и до его затопления (примерно 350 лет), жители Громов пользовались дарами сибирского кедра. Кедр рос почти по всей тайге в окрестностях Громов.

 

Высоченные кедры росли в Громах возле церкви. Они простояли до самого затопления в 1961 году. Одинокий кедр, как часовой на посту, стоял в поле за южной околицей села. К нему относились как священному символу села. Жители всячески оберегали его. Делали всё, чтобы хозяйственная деятельность села не навредила одинокому кедру. Детям было в большое удовольствие посещать кедр. Они приходили к нему для сбора земляники. Собирали ягоды под ним и рядом с ним. Играли и отдыхали в тени его густых ветвей.

Сразу же за южной околицей начинался лесной бор. Жители Громов его так и называли «Бор». Он располагался вдоль Ангары до горы «Балинский Камень», включая саму гору. Назвать Бор «кедровой бор» или «кедровник» можно только с оговоркой. В Бору преобладали сосны, лиственницы, берёзы, ели, пихты и т.д. Но кедра тоже было много. Особенно на отдельных участках. Эти участки являлись настоящими кедровниками. Жители Громов всегда собирали в Бору ягоды и грибы. Конечно, занимались и заготовкой кедровых шишек.

Перед затоплением, Бор был вырублен по плану подготовки лона будущего водохранилища. Много кедра было в тайге на десятки километров к юго-западу, к западу и к северо-западу от Громов. К концу XX-ого века, почти весь кедр в окрестностях Громов, был вырублен. Практически вырубили все деревья в тайге, которые подходят под термин «деловая древесина». Заготовкой древесины занималось отделение леспромхоза, которое находилось в посёлке Южный. Это в 12 -15 км от Громов на юго-запад.

Основным потребителем заготовляемой древесины являлся Братский целлюлозно-бумажный комбинат. Кедр, вместе с другими деревьями, перерабатывали в щепу для комбината. В лучшем случае, использовали для строительства и отделки домов и бань.

В Советское время, в посёлке Южный был создан питомник по выращиванию саженцев деревьев. Он занимался восстановлением тайги.  Наступила «перестройка». Предприятия по заготовке древесины стали частными. Питомник, изначально не рентабельное предприятие, закрыли. Тайгу, на прибыльно-выгодном удалении, бездумно «выкосили». На спутниковые фотоснимки, без содрогания просто невозможно смотреть. Посёлок Южный, вместе с его жителями, стал не нужным. Сейчас он обезлюдел и продолжает погибать. Подобное произошло и на противоположном берегу Ангары (п. Шумилово).

Горько осознавать, что кедр и кедровники без помощи человека уже не восстановятся. Но я верю, что, следующие за нами поколения потомков, будут лучше и умнее нас. Верю, что они обязательно помогут тайге восстанавливаться. Помогут восстановится кедру и кедровникам на нашей Малой Родине.

5.К 60-летию затопления старых сибирских сел Братским водохранилищем

Автору известны названия многих сёл, основанных нашими далёкими предками в XVII – XVIII веках на берегах сибирских рек Ангара, Ока и Ия. Это старые сибирские сёла, которые были затоплены в 1961 году Братским водохранилищем. Таковым является и моё родное село Громы. Фактический возраст Громов, к моменту затопления, составлял примерно 320 – 340 лет. Село Громы основали переселенцы из северо-западных земель Русского государства того времени. Среди них были и мои далёкие предки Филипповы. До прихода переселенцев, на месте будущего села находились стойбища ангарских тунгусов.

По плану переселения жителей из затопляемых сёл, жители Громов должны были переезжать в посёлки Новая Куватка и Южный. Но переезжали туда, где им казалось лучше. Старый посёлок Куватка располагался на затопляемом берегу реки Ия. Его перенесли на несколько километров от реки и назвали Новая Куватка, а затем — просто Куватка.  Посёлок Южный основан в 1960 году и построен примерно в 8 км южней Громов. От сюда и появилось название посёлка «Южный».

Непосредственно перед затоплением, часть домов перевезли в другие населённые пункты. Оставшиеся дома сожгли. Наш дом в Громах тоже сожгли. Конечно, государство выплачивало денежную компенсацию за дома. Но данная компенсация была в разы меньше полученных потерь от утраты обжитого места, домов и всего домашнего хозяйства.

Жителей затопляемых сёл предупредили, что до 15 августа 1961 года нужно всем покинуть свои родные сёла. Наполнение водохранилища началось 1-ого сентября. К 5-му сентября уровень воды уже поднялся на 14 метров, к 15 сентября – на 25 метров. Примерно в начале октября, вода появилась на улицах Громов. По мере увеличения площади зеркала водохранилища, интенсивность подъёма уровня воды уменьшалась. Окончательное наполнение водохранилища закончилось только в 1967 году.

Все, что происходило с сёлами и с их жителями во время затопления, очень правдиво и красочно описано в романе нашего известного земляка-писателя Валентина Распутина. Название данного романа «Прощание с Матёрой». По роману снят одноимённый многосерийный художественный фильм. Родное село писателя Аталанка расположено на правом берегу Ангары примерно в 120 км южней Громов. В романе село, с названием «Матёра», имеет собирательный образ. В реальности села с таким названием в затопляемой зоне не было. Но образ, описанного в романе села, очень похож на образы Громов и на других затопленных сёл.

Ближайшим населённым пунктом, к месту затопления Громов, является посёлок Шумилово.  Данный посёлок расположен в 83-ёх км к юго-востоку от Братска.  Посёлок Шумилово появился в результате переноса села Шумиловская Судоверфь. Это село располагалось на берегу старого русла Ангары и имело предприятие-верфь, где строили паромы, баржи, баркасы и лодки. Так получилось, что Центральная улица посёлка Шумилово является продолжением центральной улицы села Шумиловская Судоверфь (см. фотографию). При этом крайние к берегу водохранилища дома Центральной улицы даже не переносились. Они остались от затопленного села Шумиловская Судоверфь. Зимой, школьники старших классов бегали в школу из Громов в Шумиловскую Судоверфь. Расстояние примерно 3,5 км. В Громах была только начальная школа.

Место затопления Громов находится у левого берега водохранилища почти напротив посёлка Шумилово. Более конкретно — перед устьем Громовского залива, который образовался в пойме речки Громка. Удаление места затопления от берега и от устья Громовского залива примерно 900 метров. Ширина Ангары (водохранилища) в этом месте составляет примерно 3,7 км. Максимальные глубины достигают 50 – 60 метров.

От Громов осталось два небольших участка полей. Участок посевного поля (елань) с названием «Межевой» и участок сенокосной елани с названием «Косматка». Данные участки хорошо видны из посёлка Шумилово (см. прилагаемое фото). Удивительно, но названные елани (поляны-прогалины) за 60 лет не заросли деревьями!

Напротив Шумилово находится ещё один залив, связанный с Громами. Он образовался в пойме речки Закипная. Такое название речка получила по причине тёплой воды в ней. Зимой вода казалась даже горячей, над речкой постоянно «стоял» пар. Рыба в речке не водилась. Воду из неё не пили. Можно было получить отравление. Источник тёплой воды находился у подножья холма, который расположен между заливами Громовской и Закипная. Данный холм («гора»), до затопления, разделял речку Громка и речку Закипная.  С одной стороны холма, в речке Закипная тёплая вода, которую нельзя пить. А с другой стороны холма, в речке Громка чистейшая и почти ледяная вода. Сразу за селом, в русле речки Громка из-под земли «били» мощные ключи. Такие же ключи, только с тёплой водой, могли «бить» в русле речки Закипная. Здесь следует вспомнить ещё раз о наличие еланей на прибрежном склоне холма. Они вероятно столетиями не зарастают деревьями. Удивительное природное явление!

Уверен, что через 100 – 150 лет (возможно и раньше) широко будут использовать принципиально новые промышленные источники электроэнергии.  Необходимость в Братском водохранилище отпадёт. Воду из водохранилища «сбросят».  Ангара снова займёт своё старое природное русло. Тайга очень быстро «завоюет» освободившиеся лоно водохранилища. Экология и повсеместное применение робототехники «вытеснят» часть городского населения в деревни и сёла.  Начнут возрождаться и затопленные старые сибирские сёла. Возродятся утраченные их сельскохозяйственные угодья. Активное участие в восстановлении затопленных сёл примут потомки жителей данных сёл.

Село Громы, посёлки Южный, Куватка и Шумилово для меня являются Малой Родиной. Моя семья, в разное время, проживала в данных населённых пунктах.

6. Достопримечательности окрестностей села Громы. Гора «Балинский Камень».

Главными достопримечательностями окрестностей села Громы являются сами Громы, а также ближайшие сёла и посёлки. Места, где располагались затопленные сёла Громы и Баля, обжиты коренными народами ещё задолго до появления самих сёл. Тунгусские стойбища располагались здесь на много столетий раньше. А стоянки  древних людей  появились на несколько тысячелетий раньше. Ещё одно затопленное село, с названием Шумиловская Судоверфь, основано только в конце  XIX века  Ангарским пароходством. Место для  данного села выбрали с учётом близости речного фарватера и наличия необходимой прибрежной глубины, а так же с учётом наличия приемлемых площадок для строительства самой судоверфи и конечно села. Посёлки Шумилово, Спасский и Южный были основаны и построены только перед началом заполнения лона Братского водохранилища в 1959 — 1961 годы.

В данной статье, для иллюстрации описываемых объектов, использованы фотографии аналогичных объектов. Причина заключается почти в полном отсутствии фотографий реальных объектов.

Исключительной природной красотой, в окрестностях села Громы, особо выделялась гора с названием «Балинский Камень». Расстояние от Громов до данной горы составляло  примерно 7 км. Село Баля располагалось у самого подножья горы, соприкасаясь с её южным склоном. Здесь же находилось устье речки с названием «Озёрная Баля». Сама же речка протекала через всё село.

Со стороны  Ангары, гора представляла собой почти отвесную скалу с максимальной высотой   44 метра (см. позиции 1 и 2 на карте и плане). Такую высоту имеет современный 16-ти этажный дом. Скалу называли, как и саму гору, «Балинский Камень». Вид на скалу с прибрежной части русла Ангары просто завораживал.  Можно утверждать, что от такого вида у наблюдателя «захватывало дух». Возле скалы всегда кружило множество стрижей. Они массово гнездились в расщелинах и в выщерблинах скалы. На уровне верхней части скалы, всегда кружили вороны. Большие, чёрные как смоль птицы. Там, на самом верху скалы, находились их гнёзда. Береговое подножье скалы изобиловало ядовитыми змеями.

Жители ближайших сёл выдолбили в скале горизонтальные углубления по подобию не глубоких пещер. Данные углубления использовали для обжига известняка. Цель — получение извести для различных хозяйственных нужд. Во время обжига из углублений «валил» чёрный дым. В результате, верхние части выходов из углублений покрылись весьма заметной копотью. По этой причине, местные жители называли данные углубления «Печками».

Вершина горы находилась непосредственно над крутым юго-восточным склоном горы, образуя вместе с горой мыс между Ангарой и речкой Озёрная Баля (см. п.4). Вершина как будто нависала над Ангарой и над устьем речки Озёрная Баля (см. п.3). Её восточный склон, со стороны Ангары, представлял собой почти отвесную стену и являлся верхней частью всей скалы. Сама же вершина была покрыта густой тайгой с высокими деревьями. Издалека казалось, что вершину  «венчает» корона.  Вершина, с какой-то не понятной силой, привлекала внимание людей во все времена. Привлекала своим необычным расположением и величественным видом. Её очень хорошо было видно с палубы парохода, который находился в нескольких километрах выше по течению реки.

Вершина пользовалась культовым почитанием у местных жителей. Здесь, на протяжении многих веков, совершались различные шаманские обряды. Совершались жертвоприношения. Люди обращались к духам горы, тайги, реки и т.д. Совершенно не случайно, у юго-восточного подножья вершины были обнаружены наскальные рисунки с определённой тематикой. Главными «персонажами» рисунков были фигуры животных и фантастические фигурки «человечков». По моему мнению, на одном из рисунков изображена фигура шамана, который исполняет ритуальные движения во время культового танца. На другом рисунке — уже группа «человечков», которые так же исполняют ритуальные движения во время группового культового танца. Рисунки выполнены на вертикальных плоскостях известняка в скальных обнажениях. Для нанесения рисунков использовалась красная краска или техника выбивания методом «точечной ретуши».  Наскальные рисунки, обнаруженные в окрестностях села Громы, демонстрируются в Иркутском областном краеведческом музее. Там же даётся информация о стоянках древних людей в окрестностях Громов.

 В очень далёком прошлом, гора «Балинский Камень» была островом в русле древней Ангары. Древняя протока, которая огибала гору с западной стороны, образовала гряду валунов. Местным жителям видна была только береговая часть гряды. Она начиналась у берегового обрыва и «уходила» в русло современной протоки (см. п.5). Пойма древней протоки  превышала уровень Ангары, 1950-ых годов, примерно на 10 – 15 метров.  Это с учётом появления верхнего слоя почвы над дном древней протоки. Пойма имела заболоченные участки.

 Местные жители, предположительно древние тунгусы, назвали видимую часть гряды валунов «Быками». Несколько валунов, по своим размерам и по своему внешнему виду, очень соответствовали такому названию. Два или три больших валуна частично находились в воде, перегораживая быстрое течение воды. За валунами вода закручивалась в тёмные водовороты. Хотя перед валунами она была спокойной и прозрачной. У местных жителей такая картина вызывала также культовое почитание и конечно определённый страх. Подобные места, созданные природой, коренные жители (тунгусы, эвенки и якуты) часто использовали для приношения даров духам реки и тайги. Шаманы в подобных местах проводили культовые обряды. Возможно, жители Громов и находили рядом с валунами какие-то предметы, имеющие археологическую и историческую ценность. Но они не предавали этим находкам соответствующего значения. Жители Громов показывали друг другу различные странные предметы и обсуждали их.

Затопление горы (скалы) «Балинский Камень» происходило относительно медленно. Особенно медленно на конечном этапе наполнения Братского водохранилища. Период наполнения с 1961 года по 1967 год. Многие местные жители просто не верили в возможность полного затопления горы (скалы) «Балинский Камень», что частично и оправдалось. Заросшая лесом вершина горы не хотела поддаваться водохранилищу. Она относительно длительное время просуществовала в виде малого острова,  демонстрируя  какое-то таинство и символизм. Напоследок дарила местным жителям удивительную урожайность земляники. Непосредственно вершина (почва) скрылась под водой только при максимальном уровне водохранилища. Но при этом, только нижняя часть деревьев оказалась затопленной. Конечно, деревья в таком положении были обречены на исчезновение. В настоящее время, когда уровень водохранилища «падает», из-под воды появляется вершина Балинского Камня в виде маленького островка (см. п.3 на карте). Данный островок, после первого своего появления, сразу стал популярной местной достопримечательностью. Вершина Балинского Камня, уже в наше время, с какой-то непонятной магической силой влечёт к себе не только местных жителей, но различных туристов. Туристы специально приезжают (приплывают) посмотреть на этот островок.

 Может быть, над местом затопления горы «Балинский Камень» витает дух Великого Сибирского Шамана? Может быть, Великий Шаман хочет нам поведать что-то очень важное?

                Автор статьи благодарит за помощь в подборе материала и за консультацию земляка Филиппова Андрея Григорьевича, ученного в области геологии.

Иллюстрации выполнены автором.

Уведомление о правах.
Данный материал является авторским, все права принадлежат сообществу «Старый Братск». При полном или частичном копировании материала ссылка на данную статью или сайт bratsk-starina.ru как авторов обязательна

Один комментарий на “Филиппов А.Я. История малой родины (обновлено 25.11.2021)

Оставить комментарий