Жмурова Н.Ф. Помнить дольше, чем живу. Из материалов конференции от 24.10.2018

Жмурова  Нина Федоровна, 1952 г.р., уроженка  д. Вишнякова Киренского района, живет в Братске, работает медсестрой в горбольнице №2.  С 2010 года стала заниматься краеведением, задумалась о причинах гибели сибирских сел и «неперспективных» деревень. Автор книг:  «Когда цвела черемуха» (2012),  «Помнить дольше, чем живу» (1016), «Возвращаюсь к родным берегам» (2018).

Не подняться деревне из-под толщи воды,

Нам уже никогда не вернуться домой.

Мы там жили, любили, не ждали беды…

Всё, что память хранит, поделюсь, друг, с тобой.

В 2012 году выходит в свет моя книга прозы «Когда цвела черёмуха» о затопленной Усть-Илимским морем деревне Туба, малой родине моего мужа. Прочитав книгу, соседка по площадке Чупина Мария Ивановна загорелась желанием и попросила меня написать книгу о ее родном селе – о селе Московском Братского района. Я в селении этом не жила, поэтому попросила Марию Ивановну собрать документы, отзывы земляков, архивные данные.

Маша принесла мне рукописи, фотографии, тетради с записями, архивные копии документов с колхозных собраний. В ученических тетрадках были записи о колхозниках, кто жил в селе, трудился в колхозе. Бывший счетовод села Иван Михайлович Московских (по прозвищу Сизаров) добросовестно вёл летопись о сельчанах от малого до старого. Были записи о посевных площадях, о пашнях, лугах, островах, колхозных работах, работе земляков.

В одной тетради были записаны все сельчане от прадедов до внуков, и чтобы не было путаницы, кроме фамилии указывалось прозвище данной семьи. В другой тетрадке – все, кто ушёл на войну, кто на каком фронте, и в каком звании воевал, кто погиб, а кто трудился в селе на трудовом фронте. Запись вёл Иван Михайлович скрупулёзно, никто не был забыт от детей до стариков. Когда были собраны Марией Ивановной все записи, фотографии, документы, я начала работать над книгой.

О работе над книгой

Мне самой было интересно написать о становлении села, быте, жизни людей. Пусть я не землячка Марии Ивановны, но писать о деревне и деревенской жизни мне было не трудно: я родилась и выросла в деревне, знаю всё о быте, труде, жизни не со слов, трудилась и общалась в этой среде, и рада, что я крестьянской закваски.

Кроме моих статьей, в книгу вошли:

— статьи «Вспоминая былую жизнь», «Все, кто рядом, все, кто за горами, все живёте в сердце вы моём», «Земляки на войне и трудовом фронте тыла», «Я крестьянин до мозга костей» Ивана Михайловича Московских;

— статьи «Моё село – моя судьба» и «Летит за окнами жизнь» Чупиной Марии Ивановны;

— статьи «Короткий век острова Московский» и «Как на ладони» Сергея Маслакова;

— статья «Сибирский говорок, местный диалект наших предков» Людмилы Московских (Митрофановой);

— статья «Прощание с Матёрой, или Сибирская История» Веры Васильевны Орловой;

— статья «Первые переселенцы при Братском остроге» (я тогда ещё не знала, что она написана Лилией Викторовной Андреевой.

Мне пришлось много поработать в библиотеке над книгами В.Г. Распутина «Сибирь, Сибирь», «Прощание с Матёрой». Долго изучала «Словарь говоров русских старожилов Байкальской Сибири» автора Г. В. Афанасьевой-Медведевой, выбирая из него воспоминания  жителей. Изучала и другие издания о затоплении ангарских деревень. Конечно, сейчас жалею, что не записала в книге, какими источниками пользовалась. Спешила, нужно было разобрать, прочитать все статьи, которые принесла Маша, снова перепечатать, сбросить на флэшку, потом  — в типографию.

Прежде чем нести свой труд в типографию, я прочитала статьи авторам — Марии Ивановне и Ивану Михайловичу. Спросила, согласны ли они с написанным текстом. Иван Михайлович слушал, слушал и спросил: «Это что, я так красиво написал?». Да, рукописные статьи в моей художественной обработке стали читаемые, как хорошее красивое произведение.

Публикация и презентация книги

В типографии с редактором Хомченко Мариной Викторовной мы долго делали вёрстку книги, вставляя по тексту фотографии, делая сноски и разъяснения старинных слов. Когда пробник был готов, его прочитал бывший начальник департамента культуры Кравцов И.А., пригласил на беседу. При встрече он сказал: «Книга понравилась, но надо формат А-5 поменять на формат А-4, и разбавьте прозу, Нина Фёдоровна, своими стихами».

И снова кропотливая работа над вёрсткой с техническим редактором. Презентация книги состоялась 22 июля 2016 года в библиотеке им. И.И. Наймушина. Хозяйка библиотеки Екатерина Васильевна Москвина поприветствовала всех собравшихся на эту встречу и помогла мне провести презентацию. Было лето, пора отпусков и работа на дачных участках, но собралось 50 человек. Мои собратья по перу пришли поздравить меня с выходом книги. Я была очень рада, что книга, наконец-то, вышла. Подарила 20 книг всем, чьи стихи и статьи были напечатаны в моей книге.

Тому, кто ни разу сам не выпускал ни одной книги, неизвестно, какой это титанический труд — работа над книгой. Чтобы она не была простым повествованием исторического материала, а читалась с удовольствием, как художественная литература. Собрать фотографии, тетради, архивные документы – это незначительный труд, в сравнении с тем, когда ты печатаешь текст, особенно ночью, в свободное время от домашних дел, художественно его оформляешь, добавляешь краски, находишь ту изюминку, которая даст красивое название статье, и долго трудишься над вёрсткой в типографии.

Почему нужно писать о деревнях потерянных?

Наш братский писатель Анатолий Казаков сказал: «Каждая деревня, ушедшая или не ушедшая под воду – это наша не проходящая рана, а покуда мы живы, надобно писать об этом. Да и кто, если не мы, расскажет своим детям, внукам о её величестве святодавнешней русской деревне?»  Следуя за маститыми писателями  — В.Г. Распутиным, В. Беловым, В. Курбатовым, М. Ганиной, стали писать и продолжают писать воспоминания о своих сёлах, деревнях братский историк-краевед Лилия Викторовна Андреева, Анатолий Казаков, Иннокентий Банщиков, Зинаида Мирских, Нина Жмурова, Зоя Дворяткина, Валентина Московских, Валентин Дъячков, Екатерина Машкина и другие. Пишут, чтобы оставить память потомкам…

Отзыв людей о затопленных и разрушенных деревнях и сёлах

Отзыв людей о затоплении, уничтожении деревень горек… Больно слышать стон и крик их души… В.Г. Распутин в книге «Сибирь-Сибирь…» пишет: «Одна Братская ГЭС привела к затоплению более полумиллиона гектаров самых лучших и обжитых земель. Ангарское население, мои земляки, выращивающие хлеб, были переселены на неудоби, где хлеб не растёт. Там рос лес, и хлеборобы едва ли не поголовно вынуждены были переквалифицироваться в лесорубов. За тридцать лет они выбрали тайгу, в местах лесосек остались поля жестоких  битв. Подле дешевой электроэнергии в Братске тотчас же, как только ангарская вода принялась крутить турбины, встали энергоёмкие гиганты – алюминиевый завод и лесопромышленный комплекс. То, что не ушло под топор из богатейшей окрестной тайги со знаменитой ангарской сосной, обречено было на гибель от фтора и метилмеркаптана, побочного «продукта» энергоёмких».

Простой крестьянин села Московское Иван Михайлович сказал с глубоким сожалением о потере родных мест: «Зачем уничтожили крестьянство? Сейчас люди потерялись. В деревне всё было дружно, слаженно. А каким воздухом мы дышали! Бальзам наполнял лёгкие! Я люблю землю, с детства тяга к ней. Я – крестьянин до мозга костей, прожил ту счастливую жизнь, крестьянином и остался. Если бы можно было прожить ещё раз, то я бы хотел прожить, пусть трудную, в работе от зари до зари, но счастливую, свободную, радостную жизнь в моём селе Московское. Мы людей кормили и этим были счастливы. До сих пор в моём сердце любовь к земле, к людям, с которыми жил и работал, любовь к моей Родине, затопленной Усть-Илимским морем».

Те, кто был детьми во время затопления и переселения, до сих пор тоскуют об утраченной малой родине: «Тяжело было срываться с насиженных мест, терять родовые избы, корни, животных, земли, людей»… «Ангара-то раньше чистой была. Вода, как хрусталь! Пьёшь её, не напьёшься, а сейчас до чего дожили, угробили всё кругом»… «Раньше хоть бедно жили, даже трудно, бывало, но честно, открыто и дружно, помогали друг дружке, чем могли».

Ностальгия по утраченным ангарским деревням слышится чаще, чем восторженные рассказы о строительстве Братской и Усть-Илимской ГЭС: «Зачем нам столько ГЭСов?  Ну, Иркутская, Братская, а зачем Усть-Илимская, сейчас Богучанская, зачем? Это же зря, убытку-то больше. Тайгу, землю, зверя, птицу, рыбу – всё угробили! Рыбы-то сколько здесь было разной, сплошная рыба. Стерлядь, осётр, сиг, таймень, ленок – веками рыба была, всё уничтожили».         Можно писать о воспоминаниях и горьком сожалении людей бесконечно. Жива в их сердцах любовь к родному краю, где родился,.

Судьба и трагедия затопляемых деревень поразительно схожа с судьбой развалившихся и исчезнувших с лица земли неперспективных деревень. Рукотворное Братское море поглотило более ста деревень и сёл, а под толщей вод Усть-Илимского моря находятся еще сорок шесть сёл и деревень. Грандиозный проект строительства ГЭС на реке Ангара обеспечивая дешёвой энергией промышленность Сибири и Дальнего Востока, перекроил тысячи людских судеб.

Беспамятство – грех!

Сохранится ли у потомков любовь к Родине? Пойдут ли они защищать её? Или им всё равно с кем и где, при какой власти жить, лишь бы деньги платили, да крыша над головой была и машина. Останется ли добрый взгляд на прошлое предков и мир?

Для того, чтобы помнили и знали наши дети, внуки, правнуки о прадедах, родителях, их родине, земле, деревнях, селах, пишут люди Книги Памяти. Если сохраним память о дедах, поселениях, жизни, то сохраним будущее. Беспамятство — грех!

Фотографии из семейных альбомов жителей с. Московского:

                                                                   

                     

Уведомление о правах.
Данный материал является авторским, все права принадлежат сообществу «Старый Братск». При полном или частичном копировании материала ссылка на данную статью или сайт bratsk-starina.ru как авторов обязательна

Оставить комментарий